17.02.2005

Первые миллиарды. Российские ритейлоры достигли десятизначных оборотов



Елена Виноградова
Татьяна Романова

Дмитрий Симаков
Юлия Ярош

Сетевая розничная торговля в России стала по-настоящему большим бизнесом. Продажи “Пятерочки” и российского подразделения Metro Cash & Carry превысили в прошлом году $1 млрд, готовятся взять эту высоту еще несколько ритейлоров. Однако аналитики предупреждают, что время безудержного роста сетевой розницы, скорее всего, уже позади.

Лучшие результаты среди российских продовольственных ритейлоров показала в прошлом году “Пятерочка” (440 дискаунтеров). По собственным данным компании, ее оборот составил около $1,6 млрд с учетом работы франчайзинговых магазинов. На условиях франшизы работают почти половина “Пятерочек” в стране, однако и продажи только собственных дискаунтеров этой сети в совокупности составили $1,2 млрд. В 2003 г. оборот “Пятерочки” достиг лишь $933 млн.

На 2-м месте, по данным отраслевого портала Retail.ru, германская Metro Cash & Carry (14 гипермаркетов) — она называет себя мелкооптовым торговцем, но на российском розничном рынке ее считают “своей”. Продажи Metro Cash & Carry в нашей стране оцениваются в $1,5 млрд, говорит руководитель проекта Retail.ru Никита Варенов. Сама Metro свои финансовые показатели не сообщает.

Больше никто из продовольственных ритейлоров планку в $1 млрд в прошлом году не взял, хотя краснодарская компания “Тандер” (сеть “Магнит” из 1019 магазинов) вплотную к ней приблизилась: по собственным данным “Тандера”, его оборот в 2004 г. составил $997 млн.

Совместными усилиями, по оценке Варенова, пятерка лидеров продуктовой розницы наторговала почти на $5,5 млрд. С этой цифрой согласились аналитики Альфа-банка и ИК “ФИНАМ”. Таким образом, компании “первой пятерки” контролируют около 6% совокупного розничного оборота продуктов в России. В 2003 г. совокупный оборот первой пятерки продовольственных ритейлоров был вдвое меньше, отмечает Варенов.

Сетевые ритейлоры и магазины современных форматов захватывают все большую долю розничного продовольственного рынка. В 2003 г. на “современные каналы реализации” (гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры) приходилось, по данным Объединенной финансовой группы (ОФГ), 15% всех розничных продаж продовольствия. А в сентябре прошлого года, по данным исследовательской компании ACNielsen, эта доля в крупных городах России превышала 21%.

По данным ACNielsen, с января по сентябрь 2004 г. количество супермаркетов и гипермаркетов в крупных российских городах выросло на 18%, мини-маркетов — на 13%, а количество киосков, павильонов и продовольственных магазинов с обслуживанием через прилавок почти не изменилось. Больше всего магазинов открывали национальные розничные операторы: в 34 крупнейших российских городах число торговых точек ключевых сетей выросло почти на 30%, с 1171 в январе до 1507 в сентябре 2004 г., говорится в результатах исследования ACNielsen.

Крупные розничные компании росли в минувшем году стремительно. Розничный рынок продовольствия вырос на 14%, при этом многие ритейлоры выросли на 50-70%, отмечает Варенов. В отрыв по темпам роста ушли “Ашан” и калининградский торговый дом “Виктория”. Французская компания, увеличившая количество своих российских гипермаркетов до шести, достигла в прошлом году оборота в $620 млн (рост 330%), “Виктория” с более чем сотней магазинов различных форматов наторговала на $385 млн (рост около 300%).

Однако такие темпы роста уже не повторятся и клуб продовольственных ритейлоров с миллиардными оборотами пополнится незначительно, полагают опрошенные “Ведомостями” эксперты. Александр Свинов, аналитик Альфа-банка, считает, что в 2005 г. объема продаж в $1 млрд достигнут лишь 2-3 новых ритейлора. В ближайшие годы продовольственные сети будут расти на 15-20% в год, считает Владислав Кочетков, аналитик ИК “ФИНАМ”. Общее число игроков на рынке сократиться за счет поглощения крупными сетями мелких, считает он. “Германский рынок продуктового ритейла на 60% принадлежит крупным европейским сетям. Россия идет тем же путем”, — добавляет аналитик ИК “Метрополь” Наталья Мильчакова.

Достичь продаж в $1,1-1,2 млрд планирует в этом году торговый дом “Перекресток” (75 магазинов), сообщил директор этой компании по коммуникациям Александр Бархатов. В 2004 г. оборот сети составил $766 млн. Компания планирует открывать новые магазины в Москве и Санкт-Петербурге, но основной рост должно обеспечить развитие в регионах. По словам Бархатова, компания планирует приобрести несколько сетей на Урале, в Поволжье и южных регионах страны. Анна Зайцева, пресс-секретарь “Седьмого континента” (78 магазинов), говорит, что ее компания, по прогнозам, сможет получить оборот более $1 млрд по итогам 2006 г.

Оборот торгового дома “Копейка” (65 магазинов) в минувшем году составил $420 млн. Миллиардный рубеж он рассчитывает перешагнуть “через год-полтора”, заявил “Ведомостям” финансовый директор компании Виктор Шлепов. В 2005-2006 гг. компания планирует активно открывать магазины в Центральной России. “Еще не охвачены сетевиками Урал и восток России”, — напоминает Шлепов. Он считает, что в нынешнем году штурм отметки в $1 млрд удастся “Тандеру”, “Перекрестку” и Auchan. В “Ашане” от комментариев отказались, с руководством “Тандера” связаться не удалось.



Ведомости