21.02.2005

Фальстарт. Корейский проект группы "СОК" пробуксовывает



Автомобиль Kia Spectra По итогам первых месяцев нового года автодилеры отмечают растущий спрос среди россиян на новые иномарки. Наибольших успехов добиваются компании, которые уже развернули свои сборочные производства в России. Повторить их успех надеется самарская группа «СОК», которая на базе принадлежащего ей «Иж-Авто» собирается развернуть производство южнокорейской KIA Spectra. Эксперты считают, что проект «СОКа» станет большим разочарованием для российского автопрома.

'Большая четверка' уходит в отрыв
Начало автомобильного года в России отмечено ростом самого популярного в нашей стране сегмента класса С. Среди иномарок этого класса лидерство удерживает уже определившаяся «большая четверка»: Daewoo Nexia (2765 автомобилей, проданных в январе), Ford Focus (1392), Hyundai Accent (1204) и Mitsubishi Lancer (1115). Победителями прошлого года были те же модели, изменился лишь их порядковый номер в 'табели о рангах'. Первое место занимал Ford Focus (28 тысяч авто), за ним следовали Daewoo Nexia (25,3 тысячи), Hyundai Accent (20 тысяч), Mitsubishi Lancer (17,5 тысячи), Toyota Corolla (13 тысяч) и Nissan Almera (12,9 тысячи).

В этом году список может пополнить одна из самых удачных разработок Hyundai последних лет - модель Elantra, которую компания планирует начать выпускать на Таганрогском автомобильном заводе (ТагАЗ) с середины 2005 года. Все шансы приблизиться к лидерам имеют также запущенный в производство на московском «Автофрамосе» Renault Logan и самарская Chevrolet Viva. В особом положении находится ставшая уже знаменитой из-за своей дефицитности Mazda 3. В прошлом году в России было продано 2,7 тысячи этих автомобилей. Но очередь на Mazda 3 растянулась на год вперед, и, возможно, в этом году японцы будут более щедры в выделении квот для российского рынка. В компанию лидеров рассчитывает попасть и корейская Kia Spectra, которую с августа 2005 года собирается запустить в промышленное производство «Иж-Авто». Но шансов на успех, по мнению экспертов, у Kia Spectra немного.

Спасение утопающих
О сборке Kia Spectra на мощностях «Иж-Авто» впервые заговорили еще в конце 2003 года, после визита в Корею экс-министра промышленности и науки РФ Ильи Клебанова. Первоначально заявлялось о планах по сборке в Ижевске около 200 тысяч автомобилей Kia. Но вскоре владельцы «СОКа», которым принадлежит «Иж-Авто», скорректировали цифру до 120 тысяч, а к середине 2004 года - до 40 тысяч Spectra в год. В ноябре-декабре прошлого года выпущена пробная партия в несколько сот автомобилей.

В то же время автомобили Kia уже хорошо известны в нашей стране. В прошлом году в России продано 18,8 тысячи различных моделей под этим брендом (7-е место среди иномарок). Большинство из них произведено на калининградском «Автоторе». Менеджеры «Автотора» заявляют, что не опасаются конкуренции со стороны ижевской Spectra, так как эта машина не входит в модельный ряд, выпускаемый в Калининграде. «Корейцы просто отдали на «Иж-Авто» дешевое оборудование для выпуска модели, которую сами у себя выпускать уже не хотят, - говорит пресс-секретарь «Автотора» Павел Лешаков, - но ижевцев тоже можно понять: выживать надо».

По словам руководителя проекта Kia Spectra на 'Иж-Авто' Андрея Маслова, общий размер инвестиций в проект составит 70 миллионов долларов, при этом в 2005 году запланировано выпустить 8 тысяч автомобилей, в 2006-м - 25 тысяч, а с 2007 года предприятие выйдет на проектную мощность - 40 тысяч автомобилей в год. Но если с графиком «Иж-Авто» пока справляется, то бюджет уже явно растянулся. По оценкам экспертов, группа «СОК» и «Иж-Авто» только в прошлом году привлекли под проект Kia Spectra и производство автокомпонентов около 135 миллионов долларов кредитных средств.

Неновая модель
Организация сборки Kia Spectra по замыслу авторов проекта должна была придать новый импульс развитию производства на «Иж-Авто». Только модель новой, пожалуй, не назовешь. По словам менеджера по продажам корейских автомобилей компании «Инком-Авто» Сергея Трескова, аналоги Kia Spectra уже несколько лет продаются в России под брендами Sephia и Shuma. В прошлом году их продажи составили соответственно 140 и 1200 автомобилей. «А выпущенные в конце прошлого на «Иж-Авто» пробные 600 автомобилей Spectra до сих пор не распроданы», - говорит Тресков. Возможно, покупателей отпугнуло решение производителей отказаться от подушек безопасности и системы ABS в целях снижения конечной стоимости автомобиля.

В Корее Spectra уже снята с производства. Ее место на конвейере заняла новая модель - Cerato. В России Spectra по-прежнему преподносится как новинка. По словам генерального менеджера по маркетингу и пиару компании «Рольф» Валерия Тараканова, шансы выйти на заявленные объемы у «Иж-Авто» невелики. «Spectra - устаревшая модель по цене 13,5 тысячи долларов, а в этой нише лидеры в России уже практически определились, - говорит он. - И даже если путем локализации сборки удастся немного снизить стоимость этого авто, оно все равно будет уступать большинству машин в этом сегменте на отечественном рынке».

Газета