Фальстарт. Корейский проект группы "СОК" пробуксовываетПо итогам первых месяцев нового года автодилеры отмечают растущий спрос среди россиян на новые иномарки. Наибольших успехов добиваются компании, которые уже развернули свои сборочные производства в России. Повторить их успех надеется самарская группа «СОК», которая на базе принадлежащего ей «Иж-Авто» собирается развернуть производство южнокорейской KIA Spectra. Эксперты считают, что проект «СОКа» станет большим разочарованием для российского автопрома. 'Большая четверка' уходит в отрыв Начало автомобильного года в России отмечено ростом самого популярного в нашей стране сегмента класса С. Среди иномарок этого класса лидерство удерживает уже определившаяся «большая четверка»: Daewoo Nexia (2765 автомобилей, проданных в январе), Ford Focus (1392), Hyundai Accent (1204) и Mitsubishi Lancer (1115). Победителями прошлого года были те же модели, изменился лишь их порядковый номер в 'табели о рангах'. Первое место занимал Ford Focus (28 тысяч авто), за ним следовали Daewoo Nexia (25,3 тысячи), Hyundai Accent (20 тысяч), Mitsubishi Lancer (17,5 тысячи), Toyota Corolla (13 тысяч) и Nissan Almera (12,9 тысячи). В этом году список может пополнить одна из самых удачных разработок Hyundai последних лет - модель Elantra, которую компания планирует начать выпускать на Таганрогском автомобильном заводе (ТагАЗ) с середины 2005 года. Все шансы приблизиться к лидерам имеют также запущенный в производство на московском «Автофрамосе» Renault Logan и самарская Chevrolet Viva. В особом положении находится ставшая уже знаменитой из-за своей дефицитности Mazda 3. В прошлом году в России было продано 2,7 тысячи этих автомобилей. Но очередь на Mazda 3 растянулась на год вперед, и, возможно, в этом году японцы будут более щедры в выделении квот для российского рынка. В компанию лидеров рассчитывает попасть и корейская Kia Spectra, которую с августа 2005 года собирается запустить в промышленное производство «Иж-Авто». Но шансов на успех, по мнению экспертов, у Kia Spectra немного. Спасение утопающих О сборке Kia Spectra на мощностях «Иж-Авто» впервые заговорили еще в конце 2003 года, после визита в Корею экс-министра промышленности и науки РФ Ильи Клебанова. Первоначально заявлялось о планах по сборке в Ижевске около 200 тысяч автомобилей Kia. Но вскоре владельцы «СОКа», которым принадлежит «Иж-Авто», скорректировали цифру до 120 тысяч, а к середине 2004 года - до 40 тысяч Spectra в год. В ноябре-декабре прошлого года выпущена пробная партия в несколько сот автомобилей. В то же время автомобили Kia уже хорошо известны в нашей стране. В прошлом году в России продано 18,8 тысячи различных моделей под этим брендом (7-е место среди иномарок). Большинство из них произведено на калининградском «Автоторе». Менеджеры «Автотора» заявляют, что не опасаются конкуренции со стороны ижевской Spectra, так как эта машина не входит в модельный ряд, выпускаемый в Калининграде. «Корейцы просто отдали на «Иж-Авто» дешевое оборудование для выпуска модели, которую сами у себя выпускать уже не хотят, - говорит пресс-секретарь «Автотора» Павел Лешаков, - но ижевцев тоже можно понять: выживать надо». По словам руководителя проекта Kia Spectra на 'Иж-Авто' Андрея Маслова, общий размер инвестиций в проект составит 70 миллионов долларов, при этом в 2005 году запланировано выпустить 8 тысяч автомобилей, в 2006-м - 25 тысяч, а с 2007 года предприятие выйдет на проектную мощность - 40 тысяч автомобилей в год. Но если с графиком «Иж-Авто» пока справляется, то бюджет уже явно растянулся. По оценкам экспертов, группа «СОК» и «Иж-Авто» только в прошлом году привлекли под проект Kia Spectra и производство автокомпонентов около 135 миллионов долларов кредитных средств. Неновая модель Организация сборки Kia Spectra по замыслу авторов проекта должна была придать новый импульс развитию производства на «Иж-Авто». Только модель новой, пожалуй, не назовешь. По словам менеджера по продажам корейских автомобилей компании «Инком-Авто» Сергея Трескова, аналоги Kia Spectra уже несколько лет продаются в России под брендами Sephia и Shuma. В прошлом году их продажи составили соответственно 140 и 1200 автомобилей. «А выпущенные в конце прошлого на «Иж-Авто» пробные 600 автомобилей Spectra до сих пор не распроданы», - говорит Тресков. Возможно, покупателей отпугнуло решение производителей отказаться от подушек безопасности и системы ABS в целях снижения конечной стоимости автомобиля. В Корее Spectra уже снята с производства. Ее место на конвейере заняла новая модель - Cerato. В России Spectra по-прежнему преподносится как новинка. По словам генерального менеджера по маркетингу и пиару компании «Рольф» Валерия Тараканова, шансы выйти на заявленные объемы у «Иж-Авто» невелики. «Spectra - устаревшая модель по цене 13,5 тысячи долларов, а в этой нише лидеры в России уже практически определились, - говорит он. - И даже если путем локализации сборки удастся немного снизить стоимость этого авто, оно все равно будет уступать большинству машин в этом сегменте на отечественном рынке». Газета |