24.02.2005

ФАС ввела постраничную оплату



Издательский дом «Ашет Филипаки Шкулев» обратится в суд с иском к Федеральной антимонопольной службе (ФАС), которая наложила на ИД двадцатикратный штраф за размещение рекламы крепкого алкоголя в журнале Maxim за ноябрь 2004 года — отдельно за каждый рекламный модуль. Это первый случай, когда ФАС оштрафовала СМИ в соответствии с поправками в Кодекс административных правонарушений (КоАП), вступившими в силу 1 октября 2004 года. Если суд примет сторону ФАС, эксперты прогнозируют удорожание рекламы в прессе для производителей крепкого алкоголя.

Как сообщил «Ъ» председатель правления ИД «Ашет Филипаки Шкулев» Виктор Шкулев, сегодня его компания подаст иск в арбитражный суд Москвы, чтобы оспорить решение ФАС о наложении на ИД штрафа за каждый модуль с рекламой крепкого алкоголя в ноябрьском номере журнала Maxim за 2004 год. В сумме ИД должен заплатить 800 тыс. рублей. «Урегулировать этот вопрос в досудебном порядке нам не удалось», — заявил господин Шкулев.

ФАС в своем решении о наложении на ИД двадцатикратного штрафа опирается на поправки, внесенные в КоАП. «Раньше общая сумма штрафа, которую налагало одно должностное лицо (в данном случае представитель ФАС. — „Ъ»), не должна была превышать максимального размера, определенного законодательством для одной штрафной санкции — 400–500 МРОТ, — говорит заместитель начальника управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства ФАС Сергей Пузыревский. — С 1 октября вступили в силу изменения в КоАП, согласно которым каждый факт совершенного правонарушения влечет за собой ответственность самостоятельно. То есть штраф, который мы налагаем на печатные издания, теперь напрямую зависит от того, какое количество модулей, запрещенных к рекламированию товаров, они разместили».

Однако в ИД уверены, что в данном случае ФАС неправильно применяет закон. «Вопрос заключается в том, как трактовать закон, — говорит Виктор Шкулев. — Мы полагаем, что правонарушением должен считаться факт выхода журнала, а не размещение в нем отдельных модулей. Никто не может нести ответственность за одно и то же правонарушение дважды, а тем более двадцать раз».

Эксперты же в области законодательства полагают, что у ФАС больше шансов выиграть это дело, чем у издательского дома. «В данном случае противоправным действием нужно считать каждое принятие рекламного модуля к распространению, — полагает старший юрист юридической компании „Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Елена Овчарова. — Доказать обратное издателю будет сложно, так как у них и разные модули, и разные рекламодатели».

В случае победы ФАС участники рынка прогнозируют рост цен на размещение рекламы крепкого алкоголя — не секрет, что производители размещают свою рекламу в печатных СМИ, оплачивая ее уже с учетом возможных штрафных санкций. «Если решение суда будет не в пользу медиарынка, то цены для тех, кто хочет разместить в СМИ рекламу алкоголя, возрастут, — утверждает генеральный директор ИД Родионова Алексей Волин. — Ровно на стоимость штрафа рекламный модуль и подорожает, то есть на 40–50 тыс. рублей». Правда, при этом господин Волин полагает, что на объемах рекламы это не скажется.

Юлия Куликова, Тимур Бордюг, «Коммерсантъ»

Outdoor.Ru