24.02.2005

В Ленобласти сделают американский кетчуп



Промышленная Группа «Петросоюз» в марте 2005 года планирует запустить новый завод по производству кетчупа в поселке Отрадном, Ленобласти, а к лету на базе группы будет создано совместное предприятие с американской компанией Heinz.
В компании отказались назвать сумму вложений в строительство завода. По оценкам экспертов, инвестиции в создание завода составят около $5 млн. По словам управляющего компании «Петросоюз» Дмитрия Филатова, мощность нового производства составит около 4 тыс. тонн продукции в месяц.

Специальные знания
«Создание совместного производства усилит лидирующие позиции Промышленной Группы на рынке. Именно у западных компаний стоит поучиться сегодня расширению бизнеса за счет привлечения больших финансовых ресурсов и новейших управленческих технологий. В свою очередь мы хотим поделиться с партнером знаниями о специфике российского рынка», - пояснил Дмитрий Филатов.

Название будущего партнера в «Петросоюзе» назвать отказались, но участники рынка уверены, что это будет именно Heinz. По словам Дмитрия Филатова, совместное с ними предприятие пока находится на первой стадии создания.
«Heinz не комментирует подготовку к сделке или факт сделки до его завершения. Однако, компания планирует развивать свой бизнес в России. Возможно, это будет расширение дистрибуции или импорта, возможно – приобретения. Мы продолжаем изучать все варианты», - объяснил в разговоре корреспонденту «ДП» директор корпоративным связям, европейского отделения Heinz, Майкл Маллен.

Проблемы продажи
«Вопрос о создание СП между «Петросоюзом» и компанией Heinz в целом уже решен. Возможно, что не решенные технические моменты затягивают официальное объявление этого решения, - рассуждает Алексей Антипов, председатель совета директоров ЗАО «Балтимор-Холдинг». - Но на рынок вряд ли это сильно повлияет, так как на данном этапе у всех производителей есть профицит производственных мощностей. Кроме того, игроки рынка сегодня сталкиваются с проблемой продажи, и выходят в новые ниши. В целом можно сказать, что сейчас не лучший коньюктурный момент»

Правдивый вымысел
Слухи о том, что Heinz, не имеющий собственных мощностей в России, хочет купить завод по производству кетчупов или масложировой продукции ходили с прошлого года. Летом 2004 года возможным приобретением называли компанию «Балтимор», однако слухи не подтвердились. В конце прошлого года на рынке появилась информация о предполагаемой продаже другого сильного игрока рынка кетчупов и майонеза: ПГ «Петросоюз».
По мнению экспертов рынка, в результате слияния компании «Петросоюз» с таким гигантом, как Heinz у промышленной группы появится широкий доступ к свободным кредитным ресурсам западного партнера, произойдет диверсификация брендов и укрупнение в рамках общей тенденции укрупнения масложирового сегмента рынка.

Тайные схемы
Каким образом будет происходить продажа, пока не ясно. Участникам рынка не известно, будет ли продано вся группа компаний или только одно из направлений. В любом случае, считают эксперты, больше чем блокирующий пакет акций компании «Петросоюз» (25%+1).
Участники рынка уверенны, что новое строительство не случайно: чтобы объединиться с компанией Heinz, ПГ «Петросоюз» должен строить новое предприятие по производству кетчупов, так как в продукции Heinz отсутствуют консерванты. И поэтому технология, применяемая «Петросоюзом» не годится.

Справка
ПГ Петросоюз работает на рынке с 1997 года. Сегодня это один из крупнейших отечественных производителей кетчупов, майонезов, соусов, спредов и других продуктов, представляет сегодня на рынке порядка 17 национальных торговых марок. Наиболее известные: «Моя семья», «Мечта Хозяйки», «Пикадор», «Деревенское». В состав Промышленной Группы входит 7 производственных комплексов (2 в Отрадном, по одному в Иваново, Петербурге, Лыткарино, Кировограде, Бухаре).

Годовой оборот Промышленной Группы составляет около $200 млн.
Все основные производства Промышленной Группы, расположенные в России, на Украине и в Узбекистане, сохранятся. Более того, «Петросоюз» намерен усилить свое сотрудничество с регионами.

Кетчупам добавят майонеза

Аналитики рынка прогнозируют ежегодный прирост рынка кетчупов и майонезов 3 % на ближайшие 5 лет.

На рынке масложировой и кетчупной продукции за последний год прослеживается стабильная тенденция к увеличению объемов денежного показателя. То есть объемы рынка продукции в натуральном выражении падают, а в денежном выражение растут. «Эта тенденция связанна, прежде всего, с ростом благосостояния жителей страны и с их стремлением приобретать товары лучшего качества, как правило, более дорогие, - рассказывает Александра Мнухина, менеджер по развитию торговой марки Calve компании «Юнилевер». – Второй тенденцией сегментов стала консолидация или укрупнение значительных игроков рынка».

Основные компании – игроки на рынке майонеза являются «Балтимор», «Эфко», «Юнилевер». Емкость рынка составляет около 460 тыс тонн. По мнению игроков рынка рынок майонезной продукции выглядит более фрагментировано. Это связанно с тем, что национальные компании активно развиваются в больших городах, где жители предпочитают более известный бренд. Так, в Москве и Петербурге, доля компании Heinz составляет 9 и 6 % соответственно, по России доля компании аналитиками не фиксируется вообще, так как продукцию Heinz поставляют только в большие города. В регионах, как правило есть свои масложировые комбинаты, производящие местную не брендовую продукцию. Как правило, в маленьких городах, такой майонез более предпочтителен, чем общеизвестная торговая марка.

Емкость российского рынка кетчупов составляет около 180-200 тыс. тонн. Основными игроками рынка являются «Балтимор», «Петросоюз», «Юнилевер». На рынке кетчупов, тенденция к фрагментированию выглядит не так заметно. За последние годы петербургский производитель кетчупов «Балтимор» уверено держит 50 % рынка. И другим компаниям сегмента не удается сильно потеснить такого игрока.

Ранчина Ксения, Шевченко Мария,

Деловой Петербург