24.02.2005
Деловая газета "Бизнес"

Одежда на вырост. Конец бэби-бума ударит по производителям одежды для беременных



МАРИНА НОСКОВИЧ

На 2004 год пришелся пик рождаемости в России - только в Москве родилось 92,69 тыс. младенцев. На продолжение бэби-бума рассчитывает большинство участников рынка товаров для будущих мам. Однако специалисты предполагают, что в 2006 года рост рождаемости прекратится.
"Сейчас в России рекордный всплеск рождаемости, который связан, во-первых, с тем, что сейчас заводят детей те, кто не сделал это в конце 1990-х из-за кризиса. Во-вторых, в стране много женщин детородного возраста 20-29 лет, которые появились на свет во время застоя",- констатирует старший научный сотрудник Центра демографии и экологии человека РАН Татьяна Харькова.
По данным управления ЗАГС Москвы, в 2001 году рождаемость выросла на 4,2%, в 2002 и 2003 - на 7,3%. В 2004 году темпы роста несколько сократились до 5,6%. Демографический бум повлек за собой бурное развитие сегмента одежды для беременных: ежегодно продажи в этом сегменте росли на 20-30%. По данным ИК "Финам", в 2002 году рынок составил $140-160 млн, в 2003-м - $180-210 млн, в 2004-м достиг $230-250 млн. В 2005 году прогнозируется уже $310-330 млн. "Рынок развивается, поскольку рост рождаемости увеличивается каждый год на 10-15%,- говорит руководитель отдела маркетинга сети "Кенгуру" Елена Анайко.
Рынок одежды для беременных растет быстрее, чем рынок обычной одежды. По данным исследовательского агентства Magram Market Research, рынок одежды прибавляет в среднем всего 8% в год. "Если в случае с обычной одеждой человек может носить одно и то же, то в случае с одеждой для беременных это невозможно: не хочешь покупать, а все равно придется",- поясняет гендиректор Magram Market Research Марина Малыхина.
По данным "Финам", на рынке доминирует китайская продукция - она занимает 60% рынка. По 20% приходится на европейскую и российскую. Китайцы работают в нижнем ценовом сегменте (менее 1,5 тыс. руб.), россияне - в среднем (1,5-2 тыс. руб.), европейцы - в дорогом (более 2 тыс. руб.).
Российские производители лучше представлены в регионах, в Москве их доля, за исключением Sweet Mama (производитель, владеющий девятью магазинами в Москве), незначительна. По данным ИК "Финам", более 60% российского рынка одежды для беременных приходится на Москву, еще 20% - на Санкт-Петербург. Эксперты прогнозируют дальнейшее развитие рынка за счет экспансии в регионы. Розничные сети - "Кенгуру", Mothercare и др. уже вовсю открывают там свои точки.
Однако в ближайшее время бурное развитие рынка закончится. Татьяна Харькова из РАН говорит, что уже через год-два на смену нынешним мамам, родившимся во время демографического бума, придет поколение "детей перестройки". "Поскольку тогда был спад рождаемости, то их численно гораздо меньше". Эксперты прогнозируют снижение темпов роста рождаемости до 3-4%.
Применительно к Москве рождаемость сократится с 70 тыс. до 50 тыс. детей ежегодно. "Когда рождаемость снизится, мы потеряем те 20-25% роста, которые были в последние годы",- жалуется гендиректор компании "Базис" (владеет брэндом Banana-Mama) Дмитрий Куприянов. Участники рынка считают, что прекращение бэби-бума ударит в первую очередь по производителям. "Если мы увидим, что рождаемость пошла на спад, мы просто уменьшим количество заказов",- считает Дмитрий Куприянов из "Базиса".
Российские производители, Sweet Mama и "Юниостар", занимаются исключительно производством одежды для беременных. По мнению участников рынка, сокращение темпов роста рождаемости опасно прежде всего для них. Сейчас основной прирост приходится на малообеспеченные семьи, а у среднего и вышесреднего класса картина стабильная. Поэтому пострадает низкий ценовой сегмент. И единственный выход для них - переходить на детский ассортимент, причем на старшую возрастную группу, считает Елена Анайко из "Кенгуру".

"Люди готовы покупать, а не донашивать"

О причинах роста рынка одежды для беременных и о том, что его ждет после окончания бэби-бума, обозревателю "Бизнеса" Марине Носкович рассказала директор по маркетингу компании "Ноль+" Наталья Борисова.
- С чем, помимо бэби-бума, связан интенсивный рост рынка?
- Если раньше беременность воспринималась как болезнь, продолжающаяся девять месяцев, то сейчас мамы охотно ходят в клубы, на концерты и даже работают почти до последнего дня. В старых джинсах никуда не пойдешь. Кроме того, сейчас советы по тому, что нужно носить, стали давать врачи-консультанты, ведущие беременность. Они советуют покупать и специальное белье, и одежду, чтобы было удобно. Дело не только в красоте - бывает, что у будущих мам в процессе беременности случаются нервные стрессы по поводу их внешности. Для молодой женщины, привыкшей хорошо одеваться, беременность становится серьезным ударом, а качественная одежда может его смягчить. Кроме того, большая поддержка от специализированных журналов, например, "Мой кроха и я".
- В каком направлении будет развиваться рынок?
- Рынок до конца не заполнен, и есть много возможностей. Например, сейчас люди приезжают из тех регионов, где специализированных магазинов мало, и закупают одежду для своих дочерей, родственниц. При этом на цены не смотрят: люди готовы покупать, а не донашивать чью-то одежду. То же касается и белья. Люди понимают, что нужно покупать и специальное белье, и на него сейчас большой спрос - за ним готовы ехать и покупать вещи высокого качества.
- То есть дальше рост рынка будет идти за счет регионов?
- Да, но не все так просто. В регионах рынок до конца не сложился. Но там есть неприятная тенденция: на людях мама может быть красиво и удобно одета, у ее малыша красивая коляска. Но это на людях. А дома, где ее никто не видит, она начинает экономить. Мы работаем в регионах, но специализируемся скорее на колясках и принадлежностях для кормления, а одежда - для ассортимента. Это более перспективные направления.
- По данным Госкомстата, конец бэби-бума произойдет в 2006 году. Что случится с рынком?
- Во-первых, резкого снижения рождаемости не произойдет. Во-вторых, бэби-бум не докатился еще до регионов. И есть еще мода на третьего ребенка, по крайней мере, в Москве. Сейчас рожают женщины 35-38 лет, у которых уже есть один или два ребенка. Эти женщины знают свои финансовые возможности и смело рожают.
- Будущее за premium или недорогой российской одеждой?
- Расти будет средний ценовой сегмент, близкий к дорогому. И грань между дорогой и средней одеждой сотрется полностью за счет роста доходов. Финансовый кризис пережили, вышли из него и перестали бояться рожать. На Западе уже давно поняли, что деньги тратят на здоровье и на детей. Мы к этому приходим.


Деловая газета "Бизнес"