24.02.2005

Низкопоклонство перед Востоком. Джордж Буш отыскал подход к Владимиру Путину



Сегодня президент России Владимир Путин встретится в Братиславе с президентом США Джорджем Бушем. Нынешний саммит пройдет в особый исторический момент: на Западе опасаются, что Россия медленно, но верно скатывается к диктатуре, и считают, что с этим пора что-то делать. Получив в Брюсселе напутствия от своих европейских партнеров, Джордж Буш отправляется на встречу с президентом РФ, чтобы по-дружески предупредить его о последствиях свертывания демократии.

Заочный диалог
Отход России от принципов демократии стал одной из главных тем обсуждения на состоявшихся при участии Джорджа Буша в Брюсселе саммитах НАТО и ЕС. Президенту США пришлось публично пообещать, что разговор на эту тему с Владимиром Путиным обязательно состоится и он доведет до сведения российского президента точку зрения европейских партнеров США. Впрочем, отвечая в ходе пресс-конференции во вторник на один из вопросов по России, Джордж Буш начал с хорошего: "Прежде всего у нас установились конструктивные взаимоотношения с Россией, и это важно,– сказал президент США.– У меня очень хорошие личные отношения с президентом Путиным, и это тоже важно. Это важно потому, что дает мне и нашей стране возможность напомнить президенту Путину, что демократия базируется на главенстве закона, на уважении к правам человека, человеческому достоинству и свободе прессы. Конструктивные отношения позволяют мне напомнить ему, что я считаю Россию европейской страной, а европейские страны и Америка разделяют одни и те же ценности".

В тот же день Владимир Путин ответил критикам в интервью словацким СМИ. Начал он примерно так же, как и президент Буш: "Что касается фундаментальных отношений между Россией и Соединенными Штатами, то я согласен с оценкой моих американских коллег – они никогда, наверное, не находились на таком высоком уровне, как сейчас... Что касается вопросов демократии, прав человека и так далее, то должен вам сказать, что Россия 14 лет назад сделала для себя выбор в пользу демократии. И не для того, чтобы быть приятной для кого бы то ни было, а для себя самих, для нашей страны, для наших граждан",– добавил он с вызовом. После этого президент РФ попытался объяснить, почему демократия в России не такая, как на Западе: "Основополагающие принципы демократии, институты демократии должны быть адаптированы к реалиям сегодняшней российской жизни, к нашим традициям и к истории. И это мы сделаем сами". А чтобы смягчить впечатление от этих слов, заметил, что "доброжелательный взгляд со стороны, даже критический взгляд, нам не помешает, а только поможет".


Не изолировать, а вовлекать

О твердом намерении президента Буша поставить в Братиславе вопрос о демократии в России стало известно еще две недели назад, после встречи в Анкаре госсекретаря США Кондолизы Райс с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. По информации Ъ от источников в Белом доме, госпожа Райс тогда настояла, чтобы этот вопрос был внесен отдельной строкой в повестку дня встречи президентов "в узком составе". Госсекретарь сказала, что президент Буш обеспокоен "растущей концентрацией власти в руках Кремля" при одновременном ослаблении законодательной и судебной ветвей власти, отсутствием реальной свободы СМИ, прежде всего телевидения, а также "неоимперской логикой действий" России на пространстве СНГ. Москве дали понять, что президент США не может и дальше игнорировать мнение американского истеблишмента, призывающего его жестко отреагировать на "тревожные тенденции" в России.

В преддверии саммита в близких к президенту Бушу правоконсервативных кругах заговорили даже о необходимости выделения средств на подготовку бархатной революции в России по модели "оранжевой революции" на Украине. Группа сенаторов и конгрессменов – как демократов, так и республиканцев – вновь потребовала исключить Россию из "большой восьмерки". Другие законодатели призвали заблокировать вступление России в ВТО.

На два последних предложения Джордж Буш ответил, уже находясь в Брюсселе. Он дал понять, что Россию надо не изолировать, а активнее вовлекать в сотрудничество с Западом – через "восьмерку", НАТО, ЕС, ВТО. По мнению президента США, пока все можно исправить: он считает, что достаточно просто поговорить с Владимиром Путиным по душам и растолковать ему возможные последствия дальнейшего отхода от принципов демократии. Вместе с тем нынешний саммит существенно отличается от предыдущих. На сей раз Джордж Буш прибывает на встречу с Владимиром Путиным как полномочный представитель западного мира и выражает консолидированную позицию Запада. И потому его предупреждения прозвучат как никогда серьезно.

В ответ на претензии американской стороны по поводу российской внутренней и внешней политики Кремль, по информации Ъ, заготовил встречные претензии, связанные в первую очередь с ростом планомерной деятельности Запада, нацеленной на смену правящих режимов в СНГ. В Москве уверены, что состоявшиеся и готовящиеся бархатные революции – результат активности западных неправительственных организаций и спецслужб, вскармливающих и натаскивающих оппозиционные силы. По мнению Кремля, подобная деятельность особенно опасна по отношению к странам Центральной Азии, где экспорт революции может привести к серьезной и долговременной дестабилизации. Москве также не нравится военно-политическая активность США на территории СНГ, в частности намерение разместить военные базы в Грузии и самолеты АВАКС в Киргизии, а также содействовать в создании объединения центральноазиатских государств (без участия России, Китая и Ирана). В Кремле считают, что все это можно воспринять как осуществление стратегической задачи по вытеснению России с постсоветского пространства, и предлагают США сотрудничество в укреплении вокруг российских границ "поясов безопасности", препятствующих распространению международного терроризма.


Ядерная безопасность
По настоянию Вашингтона в повестку дня встречи президентов "в узком составе" будет внесен еще один неприятный для России вопрос – о безопасности ее ядерных объектов. По словам источников Ъ в администрации США, решение о постановке этого вопроса окончательно созрело после трагедии в Беслане: в Белом доме ужаснулись тому, как свободно действовали террористы и как неумело – российские власти. Тогда-то американцы и вспомнили об огромных запасах расщепляющихся материалов (в том числе боеголовок и боезарядов), хранящихся на военных и гражданских ядерных объектах в России.

Справедливости ради стоит сказать, что после трагических событий 11 сентября 2001 года американцы приняли серию беспрецедентных мер по ужесточению охраны и повышению режима безопасности на своих ядерных объектах, потратив на эти цели свыше $450 млн. Вместе с тем в Вашингтоне понимают, что все эти меры имеют смысл только в том случае, если и в других странах, имеющих большие запасы ядерных материалов, они будут хранится столь же тщательно. Именно поэтому России и было предложено ввести плотную систему контроля на ядерных объектах при финансовом и экспертном участии США, начав с проведения оценочных исследований объектов американскими специалистами. США уже наметили около десятка наиболее проблемных объектов, по которым следует принять срочные профилактические меры. Американцев особенно беспокоят гражданские объекты, которые, как они считают, хуже охраняются по причине хронического недофинансирования.

Чтобы эти предложения не были восприняты в Москве как унизительные, Вашингтон предусмотрел меры взаимного контроля: параллельно российские специалисты получат доступ на американские ядерные объекты.

Ожидается, что президент США будет настаивать на принятии отдельного заявления по ядерной безопасности, и, скорее всего, Владимиру Путину придется с этим согласится. Правда, по мнению экспертов, российская сторона постарается уйти от конкретных обязательств по взаимным инспекциям объектов, а для начала внести в документ формулировки типа "поручить исследовать вопрос", "создать рабочие группы" и т. п. Особое неприятие Москвы в американском проекте заявления вызывают положения об обязательствах сторон по уничтожению "излишнего" ядерного плутония: российская сторона хочет запросить у США столь крупного финансирования действительно дорогостоящей операции по сжиганию плутония в специальных печах, что американцам придется задуматься.


И о погоде
Чтобы отодвинуть в тень болезненные проблемы и острые разногласия, Москва предлагает также принять два "позитивных" документа – заявления о сотрудничестве в области энергетики и о вступлении России в ВТО. В частности, Москва рассчитывает, что в результате новых совместных проектов (в том числе с участием "Газпрома"), о которых будет идти речь в Братиславе, доля российских энергоносителей в США составит как минимум 10%. Что же касается переговоров с США о ВТО, то в Кремле надеются завершить их к маю, чтобы на торжествах по случаю 60-летия Победы в Москве президенты Путин и Буш могли подписать соответствующие документы. Кстати, по сведениям Ъ, Владимир Путин будет просить своего коллегу об отмене поправки Джексона-Вэника, так как по нормам ВТО члены этой организации обязаны предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования – поправка же запрещает предоставление России этого режима.

Чтобы избежать ощущения, что на саммите обсуждались лишь "российские проблемы", Москва попытается предложить "общемировые" проекты, в которых Россия выглядела бы равноправным партнером США. Одним из таких проектов, возможно, станет российское предложение о совместной инициативе по созданию международной системы предупреждения и реагирования на глобальные катастрофы – с учетом уроков цунами в Азии. Сергей Лавров уже обсуждал эту идею с Кондолизой Райс, и та отреагировала на нее положительно.

В целом же как Владимир Путин, так и Джордж Буш намерены акцентировать тему единства России и США в противостоянии проблемам и угрозам XXI века, взаимопонимание и доверительные отношения между двумя странами и их лидерами, а также обнадеживающие перспективы развития этих отношений. Правда, с одной оговоркой со стороны президента Буша – в случае если Россия докажет, что разделяет с западным миром общие демократические ценности.

ЛЕОНИД Ъ-ГАНКИН



США и Европа сошлись по Ираку и разошлись по Китаю

Сегодня завершается европейское турне президента США Джорджа Буша. За три предыдущих дня он встретился более чем с двумя десятками европейских лидеров, поучаствовал в саммитах НАТО и Евросоюз–США и сумел отчасти сгладить противоречия в американо-европейских отношениях, обострившиеся из-за войны в Ираке. Но одновременно у США и Европы обозначился новый повод для разногласий, вызванный различием подходов к снятию эмбарго на торговлю оружием с Китаем.

Главным событием первого дня турне президента США была его встреча с президентом Франции Жаком Шираком – едва ли не самым ярым критиком американской акции в Ираке. Судя по заявлениям обоих лидеров, по отношению к иракской проблеме сторонам удалось сделать шаг навстречу друг другу. Во всяком случае, президент Франции выразил готовность выделить €2 млн на программы обучения иракских офицеров. В этих же программах участвует и Германия – другой критик иракской политики президента Буша.

Успех переговоров с президентом Франции был закреплен во вторник в ходе саммитов НАТО и Евросоюз–США. Президенту Бушу удалось заручиться обещанием европейских союзников повысить роль альянса в решении проблем Ирака. Кроме того, сторонам удалось выработать общую позицию по проблеме Ирана: Джордж Буш высказался за дипломатические усилия и переговоры по ядерной тематике, а разговоры о возможной силовой акции назвал смехотворными. Европейцы же обещали наращивать давление на Иран с целью заставить его отказаться от планов разработки ядерного оружия.

Вчерашний день президент Буш провел в Майнце (Германия), где встретился с канцлером Герхардом Шредером. И опять-таки общий тон заявлений по окончании переговоров был вполне умиротворяющим: президент Буш назвал Европу ближайшим союзником США, а Германию – "партнером в деле мира, свободы и в исполнении собственного долга".

Вместе с тем за всеми ободряющими заявлениями об общности целей и партнерстве явственно проступила новая проблема, по отношению к которой позиции США и Европы достаточно сильно разнятся. Речь идет о возможном снятии эмбарго на поставки оружия в Китай, введенного Евросоюзом в 1989 году после разгона студенческой манифестации на площади Тяньаньмэнь.

По мнению европейских лидеров, эмбарго изжило себя. Вашингтон этого мнения не разделяет, и президент Буш выразил озабоченность тем, что снятие эмбарго приведет к дисбалансу в отношениях между Китаем и Тайванем. Тем не менее заявления лидеров Франции и Германии не изменили своей тональности: в ближайшем будущем эмбарго должно быть снято.

БОРИС Ъ-ВОЛХОНСКИЙ



КоммерсантЪ