25.02.2005
Деловая газета "Бизнес"

Air France KLM - новый лидер неба над Европой



АНДРЕЙ НАУМЧИК

Традиционный рейтинг европейских авиакомпаний возглавил новый лидер. Согласно данным Ассоциации европейских авиакомпаний (AEA), в 2004 году компанией №1 в европейском небе стала Air France KLM, опередив Lufthansa. Air France KLM намного впереди своего конкурента из Германии как по количеству пассажиров (64,8 млн против 50,9 млн), так и по показателю доходности "пассажиро-километров" (revenu-passager-kilometre - RPK) - 169,8 млрд RPK против 109,4 млрд RPK.

Надо признать, лидерство французско-голландского холдинга было предсказуемым. Компания Air France KLM возникла в результате слияния французского и голландского перевозчиков в мае прошлого года и стала самой крупной авиакомпанией по объемам финансирования. Обе компании продолжают выполнять рейсы по своим маршрутам, не объединяя операции, однако вся деятельность осуществляется под контролем единого менеджмента.
Впрочем, выход в лидеры был омрачен достаточно низкими темпами роста холдинга. Пассажиропоток компании в 2004 году вырос всего на 8.6%. Чуть больший рост наблюдался в грузовых перевозках. Таким образом, немецкая Lufthansa вполне может утешиться тем, что ей удалось добиться 12% роста в 2004 году, который позволил ей впервые пересечь символическую черту в 50 млн пассажиров.
British Airways, когда-то первая, сегодня значительно отстает, занимая лишь третье место,- 35,45 млн пассажиров. Еще сильнее британский перевозчик уступает лидерам по показателям RPK - 106,4 млрд. Отставание является результатом слишком большой концентрации внимания на самых рентабельных секторах рынка, которые существенно сократились в объемах с 2001 года. British Airways, однако, не слишком сильно проигрывает по доходам.
Год охарактеризовался также ростом Iberia, которая заняла четвертое место, принадлежавшее в прошлом году SAS (-11,9%). Испанская компания увеличила свой трафик на 8%, до 25,8 млн пассажиров, и оставила далеко позади Alitalia, которая в настоящий момент явно находится в стагнации. Заметный рост продемонстрировала также Turkish Airlines - 11,4 млн пассажиров (+10,2%). Это позволило ей занять место в списке десяти компаний, указанных AEA. По показателю RPK Virgin Atlantic также провела успешный год, заняв пятое место (30 млрд по RPK) и почти догнав Alitalia. Тем не менее пальму первенства по темпам роста AEA отдает BMI (бывшая British Midland), показатели которой выросли на 23,3% (до 6,88 млн пассажиров).

Авиалайнер Air France KLM


Деловая газета "Бизнес"