28.02.2005

Битва за метро



Издатели газет объединяются, чтобы бороться за право продавать прессу возле станций метро. На станциях они уже уступили автоматам

Елена Ланкина

На рынке распространения газет и журналов появился новый игрок. Группа издателей во главе с гендиректором "МК" Павлом Гусевым объединилась в Независимое партнерство "Союз московских издателей" (ИД "АиФ", "Совершенно секретно", "МК", "Семь дней", "Здоровье", "Вечерняя Москва" и другие). Недавно созданному Союзу удалось добиться решения московского правительства о проведении открытого конкурса на право торговли прессой около станций метро. Конкурс должен состояться в начале марта.

Распространительские страсти

Продавцы газет и журналов пропали из метро осенью прошлого года. С той самой поры вокруг этой лакомой зоны кипят особые, "распространительские" страсти. До последнего времени в борьбе за метро не было победителей. Отличился разве что ИД "Пушкинская площадь", ухитрившийся, не дожидаясь никаких тендеров, поставить на станциях свои газетные автоматы. Конкуренты твердят о незаконности действий близкой к "Москве" компании и стараются дискредитировать в прессе саму идею автоматизированной торговли. В ИД "Пушкинская площадь" категорически не согласны с такой постановкой вопроса. "Историю с газетными автоматами не стоит привязывать к известному распоряжению, - говорит заместитель генерального директора компании Андрей Руцинский. - Все началось в 2000 году. А самые первые - еще механические - автоматы появились в нашем метро лет двадцать назад. Около двух лет наши автоматы проходили тестирование. Сейчас они успешно работают не только в метро, но и в больницах - там, где нельзя устроить киоски. Пятилетний договор с метрополитеном был подписан нами два года назад. К тому моменту, когда Правительственная межведомственная антитеррористическая комиссия рекомендовала прекратить торговлю в метро, наши автоматы там уже стояли".

На "Пушкинскую площадь" работают 178 автоматов. Еще 350 автоматов находятся в процессе подключения. В компании предполагают, что к концу 2005 года в Московском метро будут установлены 2000 автоматических продавцов газет. Именно столько мест уже предоставлено метрополитеном.

Ассортимент изданий, представленный в автоматах, трудно назвать богатым - "Комсомольская правда", "Труд", "Время новостей", "Газета", "Жизнь" - максимум шесть наименований. В издательском доме обещают со временем расширить ассортимент в пользу качественной прессы. Для этого там собираются ставить автоматы блоками - по несколько штук. Тогда на одной точке будет продаваться уже не 6, а 12, 18 и более изданий.

Потребители не спешат выстраиваться в очередь к "железному другу" и с удовольствием покупают прессу у ручников-одиночек, появляющихся в метро в вечерние часы. Опасения многих покупателей - остаться без сдачи или любимой газеты - в компании не разделяют. Если при покупке произошел технический сбой, нужно позвонить в сервисную службу по номеру, указанному на автомате, и сообщить о возникшей проблеме. В течение часа - или в другое удобное время - к "пострадавшему" обязательно подъедет сотрудник ООО "Газетные автоматы" (специально образованной в ИД структуры).


Читатели бастуют


Между тем публики, читающей периодику, в метро заметно поубавилось. Многие пассажиры не могут смириться с отсутствием стоящего на ходу "ручника", у которого можно перехватить привычную газету или журнал. До специального киоска на улице еще нужно добежать, и там печатная продукция всегда дороже, чем с рук. Издатели популярных газет и журналов относятся к газетным автоматам не менее скептически. "Такая форма продажи может подойти только для еженедельников, - сказал "МН" гендиректор "МК" Павел Гусев. - Для продажи популярной ежедневной газеты автомат неприемлем. "МК" очень быстро продается по утрам. Кто будет перезакладывать его в автомат? К тому же закладка стоит больших денег. Она заметно удорожает издание". По мнению некоторых экспертов, можно поставить под сомнение и декларируемую ИД "Пушкинская площадь" вандалоустойчивость автоматов и их защищенность от несанкционированных вскрытий и закладок.

Враждебность издателей по отношению к вроде бы безобидным машинам можно понять. Установка злополучных автоматов не решает проблемы восстановления разрушенной системы распространения - и возврата потерянных тиражей. Именно многотиражная массовая пресса больше всего пострадала от прошлогоднего постановления московского правительства. По оценкам специалистов, разгон лоточников в Московском метрополитене стоил издателям самой продаваемой прессы 20 процентов тиража. Разумеется, ни одно из популярных изданий не призналось в своих потерях из-за боязни потерять деньги рекламодателей. А те то ли и впрямь верят, то ли делают вид, что не догадываются о снижении эффективности своей рекламы.



На манер Елисейских полей


Вместо того, чтобы поддерживать терпящих убытки отечественных издателей, московские власти снисходительно смотрят на технические новации близких им структур и всячески затягивают решение назревшей проблемы.

"Осенью прошлого года как председатель Союза журналистов Москвы я обратился к Лужкову с просьбой как можно скорее найти новые формы распространения СМИ, - рассказывает Павел Гусев. - Сначала внутри метро предполагалось установить порядка 70 новых киосков. А затем власти решили, что метрополитен будет сам определять, кому сдавать площади в аренду, и в метро появились газетные автоматы. Осталась 25-метровая зона около метро, и я убедил Юрия Михайловича Лужкова, что, если там не поставят киосков для продажи прессы, наши СМИ просто погибнут. Еще в конце прошлого года были подписаны нужные бумаги. Мы ждали, что дело вот-вот сдвинется с мертвой точки, но тут начались непонятные дела. Появилась другая бумага - от Независимого Партнерства "Издательская инициатива", которая тоже была подписана московскими чиновниками!"

По мнению многих участников рынка, НП "Издательская инициатива", объединяющее не только отечественных, но и зарубежных участников рынка ("Коммерсантъ", "Проф-Медиа", Hachette Filipacchi Shkulev, Independent-Media и других), вольно или невольно тормозила процесс реорганизации торговли прессой. Да и стоит ли этому удивляться? Издателям "глянца" киосковая торговля не нужна. И наш, и западный "глянец" давно уже существует на рекламные бюджеты, а не на доходы от продаж, как многотиражные массовые издания. По словам Павла Гусева, на определенном этапе к "Издательской инициативе" примкнули непонятные люди, не имеющие никакого отношения к издательскому бизнесу. Они заявили, что подпишут все бумаги в мэрии, но за это им нужны киоски для продажи рекламы на манер парижских киосков на Елисейских полях. Такие намерения были абсолютно неприемлемы для большинства отечественных издателей, всерьез рассчитывавших поправить свои дела за счет продажи газет и журналов. Они создали свое Независимое партнерство - Союз московских издателей.


Без пива и табака


Письмо на имя Лужкова с просьбой провести открытый конкурс на распределение 500 киосков, которые власти сочли возможным поставить около метро, уже подписано. До конца месяца должны быть подготовлены документы о конкурсе с учетом точки зрения московских издателей: они хотят, чтобы новые киоски использовались не для продажи пива и табака, а для распространения печатной продукции. Принять участие в конкурсе смогут все игроки рынка распространения - та же "Издательская инициатива". Получи он такую возможность, иностранный капитал с удовольствием скупил бы здесь все сети распространения. Сейчас на наш рынок выходит ряд крупнейших издателей из Европы. Их бюджеты измеряются 10 - 20 миллионами долларов. Российские издатели выходят на рынок с миллионом-другим. Нам трудно тягаться с иностранцами. "Если зарубежные издатели захватят еще и рынок распространения, нам каюк, - утверждает Гусев. - Остается надеяться, что властные структуры не позволят довести наш рынок до полного краха".

Союз московских издателей рассчитывает на победу в конкурсе. В свою очередь ИД "Пушкинская площадь" не собирается покидать завоеванные позиции. Борьба за читателя только начинается.


МНЕНИЕ

Ольга НИКУЛИНА,
президент Союза издателей и распространителей печатной продукции (СИРПП):


- В последние годы на нашем рынке заметно усилилось влияние иностранных корпораций. "Иностранцы" вытесняют отечественные издания, активно используя для этого все возможности нашего распространения. Изгнание лоточников из метро - это начальный этап захвата рынка сетевыми структурами, контролируемыми крупными корпорациями. Такой же процесс происходил в свое время и в других странах мира. Но, поглощая и разоряя независимых торговцев, крупные корпорации столкнулись со встречным процессом. Перед лицом опасности торговцы стали консолидироваться, создавая собственные объединения.

Достижение баланса интересов российской и западной прессы возможно только в одном случае - путем создания национальной сети распространения. Если профессиональное сообщество само начнет регулировать процессы, происходящие на рынке, оно не пойдет по уже обозначившемуся перед ним губительному пути. Как ни смешно это прозвучит, я верю в социальную ответственность и патриотизм наших распространителей. Я хорошо знаю, что большинство из них действительно болеет за нашу прессу и будущее нашей страны. Конечно, без помощи государства нам будет трудно бороться против западной экспансии. Я думаю, что властные структуры осознают ее опасность. В Китае рынок распространения целиком закрыт для иностранных инвестиций. Мы же без конца перестраиваемся. Нам не хватает стратегического мышления и последовательности в осуществлении конкретных шагов. // Московские Новости

mediaguide.ru