28.02.2005

Номеров нет в московских гостиницах



Татьяна Романова
Глеб Крампец

В 2004 г. туристы потратили в Москве не менее $1 млрд, половина из которого досталась гостиницам и отелям. Столичные власти ожидают в 2005 г. дальнейшего притока туристов в Москву. Эксперты и участники рынка, напротив, прогнозируют спад столичного туризма.


По данным Комитета по туризму, количество иностранцев, посетивших Москву (только авиатранспортом), составило в 2000 г. – 1,523 млн; в 2001 г. – 1,714 млн; в 2002 г. – 2,259 млн; в 2003 г. – 2,488 млн; в 2004 г. – 2,919 млн.

В минувшем году 3 млн интуристов потратили в столице $1 млрд, рассказал “Ведомостям” председатель Комитета по туризму Москвы Григорий Антюфеев. По прогнозу Комитета по туризму, в 2005 г. поток иностранцев в Москву вырастет еще на 17-20%. Антюфеев говорит, что правительство Москвы и Комитет по туризму ведут активную работу по формированию положительного имиджа столицы за рубежом. В 2004 г. в рекламу Москвы как туристского центра было вложено порядка $30 000. Для сравнения: расходы Кипра на рекламу в России составили в 2003 г. около $1 млн.

Участников рынка удивили статистика и радужные прогнозы московских чиновников. По их данным, в среднем иностранный турист останавливается в Москве на пять дней и тратит за это время порядка $1000, половина из которых приходится на проживание в гостинице, а остальное — на питание, транспорт и экскурсии. Если в 2004 г. Москву действительно посетило 3 млн туристов, они должны были потратить не $1 млрд, а все $3 млрд.

Сильно расходятся с чиновничьими и прогнозы участников рынка. Пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина, ссылаясь на данные Федеральной службы государственной статистики, говорит о начавшемся спаде туризма. По ее словам, в 2004 г. в Россию с целью туризма въехало 2,8 млн иностранцев, причем 95% из них едут по маршруту Москва — Петербург — Золотое кольцо. В 2003 г. туристов, посетивших Россию, было на 300 000 больше. Россия стоит на пороге торможения темпов роста въездного туризма, говорит Тюрина. Это связано с ростом цен на услуги, которые за последние несколько лет ежегодно увеличиваются на 20-25%.

Не добавляют привлекательности въездному туризму нехватка номеров в столичных отелях и рост цен на них. Как сообщили в нескольких московских турфирмах, в этом году отели повысили цену за проживание на 30-40%. “Космос” и “Украина” подорожали в полтора раза. Двухместный номер в “Золотом кольце” в этом году стоит $450 против $300 в 2004 г., в “Марко Поло” подняли цены с $200 до $350, в трехзвездочном “Мире” — с $50 до 100 евро, в “Орленке” — с $90 до $175.

“Не понимаю, откуда у чиновников столько оптимизма. Я не вижу предпосылок для роста въездного туризма: отелей в столице не хватает, и в ближайшем будущем их количество будет только сокращаться, а цены в оставшихся — расти. Поток туристов будет сокращаться”, — говорит президент оператора “КМП-Групп” Владимир Канторович.

“Туристический номерной фонд Москвы крайне невелик. Его емкость не более чем 5000 номеров”, — отмечает гендиректор туркомпании “Академсервис” Леонид Исакович. О кризисе в туристическом бизнесе говорит и менеджер одного из пятизвездочных столичных отелей. “Отелей в Москве осталось мало, загрузка растет. Предпочтение отдается корпоративным клиентам, а туристическим агентствам остаются крохи”, — утверждает он. Городу неплохо было бы обратить внимание на нехватку гостиниц туристического класса — “3-4 звезды”. Массовый турист не готов платить за пятизвездочные отели, вторит ему Марина Левченко, генеральный директор “Тари тур”.



Ведомости