28.02.2005

Управляй или продавай. B Новосибирске работодатели готовы платить больше менеджерам по персоналу и продажам



Юлия Лях
Юлия Дрокова

Умение продавать и управлять персоналом наиболее востребовано на новосибирском рынке. По крайней мере зарплаты именно этих специалистов росли самыми высокими темпами во втором полугодии прошлого года, свидетельствуют данные “АНКОРа”. Эксперты объясняют это увеличением размеров компаний и ужесточением конкуренции.


Новосибирское агентство по подбору персонала “АНКОР” (прежнее название “Сиб-Анкор”) создано в 1994 г., с конца 2004 г. входит в общероссийскую сеть “АНКОР” в качестве филиала. С 1997 г. выпускает регулярные ежегодные и полугодовые обзоры новосибирских зарплат. В обзоре за второе полугодие приняли участие 36 компаний, работающих в Новосибирске, из них 11 иностранных. Исследована 91 должностная позиция.

По данным “АНКОРа”, зарплаты по Новосибирску за второе полугодие 2004 г. выросли в среднем на 17% (расчет произведен без учета инфляции, которая за этот период составила 8%).

Маркетологи и рекламисты, лидировавшие по росту доходов в первом полугодии 2004 г., свое достижение повторить не смогли. Во втором полугодии их зарплаты выросли на 18% против 26% в первом полугодии 2004 г., сообщила консультант финансового отдела “Сиб-Анкора” Гаянэ Балян. Чуть больше выросли зарплаты руководителей отделов рекламы и художников-дизайнеров — на 22% и 21% соответственно.

А пальму первенства, по версии “АНКОРа”, на этот раз завоевали специалисты по продажам. Существеннее всего выросли доходы руководителей отделов розничных продаж — на 52%. Их “оптовые” коллеги “подорожали” на 36%. На столько же увеличились доходы и специалистов кадровых служб. Чуть меньшими темпами росли доходы финансистов, они “подорожали” лишь на 31%.

Купи — продай

Большинство опрошенных “Ведомостями” участников рынка согласились с выводами “АНКОРа”. Удорожание менеджеров по продажам (средняя ежемесячная зарплата, по “АНКОРу”, — 35 390 руб.) в рекрутинговых агентствах объясняют расширением коммерческих отделов в компаниях, высокими требованиями работодателей к объему продаж. “Если в прошлом году в январе было не более 3-5 звонков с просьбой найти менеджера по продажам, то в этом — 45 заявок”, — говорит управляющий партнер агентства “Вакансия плюс” Ольга Анисимова. На рост зарплат менеджеров по продажам, по ее мнению, повлияла высокая ротация кадров в этой профессии. “При 12-14-часовой занятости торгового представителя и базовом окладе в $300 мало кто выдерживает более 10 месяцев”, — объясняет она. “Компании вынуждены повышать зарплату новым сотрудникам”, — поясняет Анисимова.

А директор агентства “Бизнес-персонал” Елена Ермоленко объясняет рост зарплат специалистов по продажам приходом на рынок компаний из других регионов. “При этом [местные] фирмы, созданные до середины 1990-х г., сейчас открывают новые направления. С ростом конкуренции все больше ценятся сотрудники отдела продаж”, — добавляет она.

“Хорошего продажника невозможно найти на свободном рынке”, — сетует совладелец компании “Караван” (оптово-розничная продажа ликероводочной продукции) Борис Ермаков. По его словам, компания решает эту проблему, не прибегая к помощи рекрутинговых агентств. Но о подробностях своей методики Ермаков не рассказывает, называя ее коммерческой тайной.

Инженеры человеческих душ

По данным “АНКОР”, зарплаты руководителей HR-департаментов (отделов по работе с персоналом) выросли на 38% и составляют от 18 000 до 90 000 руб. в месяц. Участники рынка объясняют растущий спрос на HR-специалистов тем, что работодатели поняли значение человеческого фактора в деятельности компании. Вырос и объем обязанностей, выполняемых кадровиками. “Теперь в компаниях понимают, что важно не только уметь продавать и позиционировать товар, но еще и строить кадровую политику”, — говорит Ермоленко из “Бизнес-персонала”. Но только в четко структурированных компаниях, штат сотрудников которых обычно превышает 500 человек, имеют представление о том, в каком “персональщике” нуждаются, добавляет она. Рынок испытывает большой дефицит в директорах HR-департаментов. Их задача — участвовать в разработке стратегии компании и влиять на внутреннюю политику. И чтобы контролировать штат сотрудников от 500 человек и выше, недостаточно быть просто хорошим психологом, уверена Ермоленко. “Требуются экономические знания, высокий интеллект и внутренняя харизма”, — говорит она.

С ростом компании и числа сотрудников увеличивается сложность решаемых задач, подтверждают сами директора HR-департаментов. Директор по управлению персоналом Сибирской хлебной корпорации (штат — 7000 человек) Галина Зинина говорит, что ей теперь приходится проводить аттестацию сотрудников. А директор по персоналу компании “Топ-книга” (4500 человек) Елена Трофимова сказала, что сейчас разрабатывает мотивационные схемы, чего не доводилось делать раньше. “Соответственно уровню ответственности мои доходы выросли на 20% больше, чем в среднем по рынку”, — добавила Трофимова.

А директор “Сибирского грузового терминала” Максим Жучков объясняет удорожание персональщиков проблемой текучести кадров. “Компании стремятся удержать сотрудников, но при этом хотят знать: кому именно и за что следует платить. Поэтому роль специалистов по работе с персоналом будет расти”, — уверен он.

Гендиректора не дорожают

Неожиданный вывод сделали исследователи “АНКОРа”, проанализировав зарплаты административного персонала. При общем росте зарплат администраторов на уровне 44%, доходы генеральных директоров остались на прежнем уровне, а с учетом инфляции даже уменьшились. При этом доходы личных секретарей и помощников первых лиц компаний выросли на 25%. В “АНКОРе” полагают, что причина стагнации — большой рост зарплат (на 55%) в первом полугодии прошлого года.

А Анисимова из “Вакансии плюс” находит объяснение этому феномену в особенности психологии руководителя. “В отличие от сотрудников среднего звена директора более ответственны, в большей степени их волнует успешное ведение бизнеса и управление компанией, чем собственная зарплата”, — считает она.

Но директор агентства “Лила-Н” Лариса Лихацкая называет другую причину. По ее мнению, на рынке переизбыток управляющих высшего звена. “Внутри компании успешный сотрудник проходит карьерную лестницу до ступени директора, после чего уходит на поиск более интересных предложений. И число таких управленцев, перерастающих свои компании, постоянно увеличивается”, — говорит Лихацкая.

При этом найти генерального директора по-прежнему остается трудной задачей, возражает Балян из “АНКОРа”. Уже не редкость, когда местные компании ищут руководителей в Москве, рассказывает она. Столичные директора, по ее словам, стоят в 1,5 раза дороже, к тому же профессионалы высокого уровня нечасто соглашаются на переезд в провинцию. Соискатели стали требовать от собственника долю в бизнесе, что редко встречалось раньше, добавляет она.

Но “импортировать” менеджера можно не только из Москвы. Например, если московский претендент на позицию коммерческого директора наверняка запросит $5000-7000 в месяц, то соискателя из Екатеринбурга удовлетворят и $4000, рассказывает Анисимова из “Вакансии плюс”.


ОХОТА ЗА ПРОФИ

В 2004 г. российский рынок труда подтвердил тенденцию, наметившуюся два года назад. Рост бизнеса привел к еще более ожесточенной борьбе за таланты. Если год назад кандидат кадрового агентства имел 1-2 альтернативных предложения, то сегодня за профессионалами идет настоящая охота. По данным исследования Ernst & Young, в котором приняли участие 85 компаний, 65% респондентов планируют в 2005 г. увеличить штат в среднем на 23%. А результаты обзора PricewaterhouseCoopers показывают, что за прошедший год 94% из 53 опрошенных компаний повысили заработные платы своим сотрудникам в среднем на 9-12% в рублях и 8-11% в валюте. Как отмечает большинство экспертов, в следующем году доходы сотрудников все больше будут зависеть от конкретных результатов работы.



Ведомости