28.02.2005

Сеть для предпринимателей



АЛЕКСЕЙ САВКИН

Правительство Москвы планирует привлечь 3,5 млрд руб. инвестиций для создания сети предприятий бытового обслуживания населения. Бизнесменам, готовым вложить свои деньги в эту сферу, чиновники обещают льготные кредиты и другие преференции. С таким предложением к предпринимателям выступил в пятницу руководитель департамента потребительского рынка и услуг правительства Москвы Владимир Малышков.

"В настоящее время в Москве функционирует более 6 тыс. предприятий бытового обслуживания населения, на которых заняты 70 тыс. человек. Но этого недостаточно для города",- уверен Владимир Малышков. По словам чиновника, чтобы решить проблему с дефицитом "бытовых" фирм, городские власти в ближайшее время подготовят план, в котором будут четко сформулированы потребности в предприятиях бытового обслуживания для каждого района.
Для повышения инвестиционной привлекательности "бытового" сектора власти Москвы планируют предоставить предпринимателям различные льготы. Новым предприятиям, срок окупаемости которых составляет около десяти лет, городская администрация собирается выдавать кредиты на выгодных условиях, разрешить выкупать землю в рассрочку и обещает оказывать бесплатную рекламную поддержку.
Сами бизнесмены восприняли идею властей с осторожностью.
"Из расчетов правительства Москвы следует, что город готов потратить из бюджета только 70 млн руб. на развитие системы предприятий бытового обслуживания населения, а 3,43 млрд консолидировать из предпринимательских инвестиций.
Возникают закономерные вопросы о распределении собственности по объектам, созданным при таком "софинансировании". Если такая финансовая поддержка правительства будет рассматриваться в качестве вклада города и основания для требования по передаче "доли" в городскую собственность, а тем более если притязания будут носить ярко диспропорциональный характер, то вряд ли можно одобрять такие инициативы",- заявил "Бизнесу" бизнес-адвокат "Опоры России" Алексей Абрамов.
"Мне кажется, что крупные игроки в "бытовую" отрасль вкладывать деньги не станут, а мелким не требуется создавать какие-то особые условия - надо просто не мешать бесконечными проверками,- объясняет свою позицию предприниматель Андрей Насонов.- Я твердо уверен, что вслед за льготами начнется разгул коррупции".
"На словах действительно все замечательно,- соглашается руководитель Ассоциации профсоюзов малого предпринимательства Игорь Осадчий.- Если город возьмет на себя часть расходов по затратам при запуске фирм - это большое счастье для нас. Вот только как оно будет на самом деле - пока неясно".
Еще одна новая идея чиновников - переселение жильцов с первых этажей домов для передачи предпринимателям этих площадей под небольшие магазины, так называемые "предприятия шаговой доступности". "Сейчас таких фирм в Москве всего около 400, планируется открыть еще более 3 тыс.",- говорит Владимир Малышков. "Это не совсем разумно,- возражает предприниматель Насонов.- Речь идет, безусловно, о центре города, где очень дорогие помещения. Придется отселять жильцов на окраины. Кроме того, малому бизнесу просто не под силу аренда площадей в центре города",- считает он.
По мнению Алексея Абрамова, в процедуре создания "предприятий шаговой доступности" малый бизнес может претендовать только на вторичные позиции - выполнение отдельных направлений бытового обслуживания (мелкий ремонт одежды, обуви, изготовление ключей и т. п.) и субподряд. Открытие парикмахерской, бани и прачечной вряд ли окажется под силу малому предприятию, даже при условии совместного финансирования строительства комплексного предприятия бытового обслуживания. "Поэтому, к сожалению, в таких предприятиях малый бизнес сможет присутствовать, скорее всего, только на "птичьих" правах арендатора",- полагает Абрамов.
"Это все прекрасно,- говорит заместитель председателя общественной организации "Деловая Россия" Елена Николаева,- только боюсь, когда дойдет до конкретных проектов,- все заглохнет. Когда я пытаюсь открыть предприятие "шаговой доступности", к примеру булочную, на словах чиновники меня поддерживают, но ничем реально не помогают".

Деловая газета "Бизнес"