01.03.2005

Столичные депутаты установили наружное наблюдение. Они хотят ввести цензуру на уличную рекламу



Вчера депутаты Мосгордумы обсуждали необходимость ужесточения требований к содержанию рекламных билбордов на столичных улицах. По их мнению, операторов рынка наружной рекламы необходимо штрафовать за размещение плакатов с бранными словами и "изображением половых органов, непристойных жестов и поз". Участники рекламного рынка уверены, что с рекламой, которая дразнит потребителя двусмысленными словами, "не справится никакой закон".

Газета "Коммерсант"

Пока московские депутаты раздумывают над тем, в какие рамки поставить содержание наружной рекламы, каждый участник рынка решает этот вопрос для себя и своих клиентов самостоятельно, как придется.
Новый слоган ”Ъ“ (на фото) компания News Outdoor—Russia сочла не соответствующим своим представлениям о рекламе и отказалась его размещать


Вчера на заседании комиссии Мосгордумы по социальной политике был представлен проект закона "Об основных культурно-этических требованиях к наружной рекламе и художественному оформлению в Москве". Как заявил его автор депутат Михаил Москвин-Тарханов, "реклама в городе – вопрос наш и мы можем его регулировать". Суть нового закона проста: в Москве не должны появляться рекламные билборды, содержащие "изображения с частичным или полным обнажением половых органов, непристойных жестов и поз", "бранные слова" и "несоответствия правилам русского языка".

Обсуждение было бурным. Основные словесные баталии развернулись вокруг того, какую позу стоит считать непристойной и какое ведомство должно определять степень приличия столичных билбордов. "Вот я видел плакат, на котором двое мужчин в плавках, а у одного из них рука на бедре другого и даже ниже. Это неприлично или нет?" – поинтересовался депутат Евгений Герасимов. Господин Москвин-Тарханов заявил, что "это вопрос тонкий", и предложил действовать "как в Голливуде": "Там собирают консилиум из 50-летних дам, и они уже решают, есть неприличные намеки в картине или нет". "Может, стоит прописать в законе, кто будет определять неприличные позы, комиссия из бабушек или еще кто?" – предложил депутат Виталий Ковалевский. В итоге законодатели поддержали идею депутата Людмилы Стебенковой, предложившей создать "экспертный совет по нравственности" и поручить ему эту деликатную миссию. Как заявил господин Москвин-Тарханов, нарушителями рекламной этики следует считать "тех, кто ее (рекламу.–Ъ) размещает" (то есть операторов рынка наружной рекламы.–Ъ). Дальше всех в обсуждении запретов продвинулись депутат Михаил Антонцев, который предложил штрафовать операторов рынка наружной рекламы (не уточнив, правда, размеров штрафов), и господин Ковалевский, который предложил наказывать рекламщиков за "глумление над образом человека". Законодатели поддержали и эти идеи, договорившись вскоре вынести "рекламный" законопроект на заседание Мосгордумы.

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС), которая следит за соблюдением законодательства в области рекламы, Ъ заверили, что вопросы этики "подробно описываются в законе 'О рекламе'". "Если депутаты примут документ, противоречащий федеральному законодательству о рекламе, их действия могут быть опротестованы в судебном порядке",– предупредил начальник управления по контролю и надзору за соблюдением рекламного законодательства ФАС Сергей Котов.

>Участники рынка наружной рекламы соглашаются с ФАС и указывают на неэффективность подобных запретов. "Вопросы этики в рекламе и сейчас регулируются соответствующими нормами закона,– утверждает гендиректор крупнейшего оператора наружной рекламы News Outdoor–Russia Сергей Железняк.– Другое дело, что создатели рекламы часто используют так называемые тизеры – рекламу, которая дразнит потребителя при помощи двусмысленно понимаемых слов. С тизерами не справится никакой закон, эффективно решать такие вопросы сможет только саморегулируемая организация".

Участники рынка указывают, что многие компании сами ужесточили требования к содержанию своих билбордов. По словам господина Железняка, его компания "требует, чтобы рекламодатели предоставляли макет рекламного сообщения: Если его содержание не соответствует нашим представлениям о нормах морали, мы отказываемся от размещения такого постера". В этом журналисты Ъ смогли убедиться и сами, когда недавно News Outdoor отказал ИД "Коммерсантъ" в размещении его новых билбордов со слоганом "Был бы Коммерсантъ, а статья найдется".

АЛЕКСАНДР Ъ-ВОРОНОВ, ТИМУР Ъ-БОРДЮГ

Рекламные билборды на столичных улицах


Рекламные билборды на столичных улицах


Рекламные билборды на столичных улицах


Рекламные билборды на столичных улицах


КоммерсантЪ