01.03.2005

Галантерейное слияние. Крупнейшие американские сети универмагов объединяются



Эллен Байрон
Деннис Берман


Крупнейшая американская сеть универмагов Federated Department Stores заявила о готовности приобрести вторую по величине сеть May Departments Stores за $10,35 млрд. Возможно, сделка поможет возродить американские универмаги, которых продолжают теснить конкуренты.


Federated – крупнейшая американская сеть дорогих универмагов, включающая 450 магазинов. Выручка сети в прошлом году увеличилась на 2,4% до $15,6 млрд, прибыль незначительно снизилась – до $689 млн. Выручка May, второго по величине игрока в этом секторе, владеющего более чем 500 магазинами, выросла на 8,2% до $14,4 млрд, прибыль – на 20,7% до $524 млн. У обеих компаний магазины более чем в 30 штатах.

Сделка была заключена после того, как Federated после нескольких недель переговоров повысила цену за одну акцию May до $35,46. Выплату Federated произведет частично собственными акциями, частично наличными. Кроме этого компания возьмет на себя $6 млрд долга May.

В результате сделки будет образована компания, в которую войдут крупнейшие и старейшие американские сети Macy's и Bloomingdale's, принадлежащие Federated, и Lord & Taylor, Filene's и Marshall Field's, принадлежащие May. Ожидается, что объединенную компанию возглавит нынешний генеральный директор Federated Терри Ландгрен. Новый руководитель также может решить объединить все магазины под марками Federated.

Разногласия по поводу цены были основным фактором, препятствовавшим сделке. В остальном она выгодна обеим сторонам. Они практически не конкурируют — по подсчетам аналитиков брокерской компании Smith Barney, только в 94 американских торговых центрах одновременно присутствуют магазины обеих компаний.

Объединение жизненно важно для сетей универмагов. Со времени своего возникновения в позапрошлом веке, а особенно в последние пару десятилетий, они уступили значительную долю рынка и громадным дешевым супермаркетам типа Wal-Mart, и дорогим магазинам типа Neiman Marcus Group. С 1982 г. по прошлый год доля универмагов на рынке мужской одежды снизилась с 70% до 38%, женской — с 75% до 35%, детской — с 64% до 35%. Универмаги недостаточно четко рассчитали свою стратегию. Например, в 1980-е, когда на работу стали принимать все больше женщин, универмаги предложили им расширить свой гардероб, увеличив ассортимент женской одежды, но оказались слишком дорогими и неудобными для клиентов. Позже универмаги начали экономить на обслуживании, а такие сети, как Target и Kohl's, научились быстрее предлагать более новую и стильную одежду. Объединение, несомненно, придаст сетям сил, но не обязательно обеспечит рост — конкуренция в секторе продолжает расти. Пока нет уверенности и в том, что сделку одобрят антимонопольные органы.

Слухи о том, что Federated и May объединяются, появились через несколько дней после того, как гендиректор May Джин Кан в середине января сделал неожиданное объявление о своей отставке. По словам осведомленных источников, его решение облегчило переговоры, которые велись еще в 2002 г., но сорвались в том числе из-за неясности по поводу состава руководства May. После объявления об отставке Кана и появления информации о возможном объединении компаний цена акций May выросла на 25%, в понедельник составив $34,7. Цена акций Federated тем временем снизилась всего на полпроцента до $57, хотя в ситуации, когда одна компания поглощает другую, ее акции обычно падают. (WSJ, 25.02.2005, Кирилл Корюкин)



Ведомости