02.03.2005

Телелидеры с Ариной Ъ-Бородиной



Минувшая неделя была разорвана одним дополнительным выходным – праздником 23 февраля. Возможно, в связи с этим несколько сократился и процент зрителей, смотревших на прошлой неделе телевизор. По предварительным данным TNS Gallup Media, расклад сил по стране остался без изменений, хотя разрыв между двумя госканалами не так уж и велик: у "Первого канала" объем среднесуточной доли аудитории составил 24,8%, у "России" – 23,2%. Несколько выросла аудитория у НТВ – до 12,9%. В Москве разрыв между госканалами по-прежнему составляет 2%: у "Первого" объем доли аудитории вырос до 21,1%, у "России" – до 19%. А канал НТВ остался практически на том же уровне – 14,2%.

Примечательно, что в столичном Топ-10 большую часть проектов (7 из 10) составляют программы канала "Россия" (российский Топ-10 два госканала поделили ровно пополам), и тем не менее лидирующие позиции по объему доли аудитории по-прежнему остаются за "Первым каналом". Это объясняется тем, что в течение недели именно "Первый" становился лидером всего дня, выигрывая у "России" общий процент зрителей, смотревших телевизор. А победа или поражение канала во многом определяются стратегией программирования. На "Первом" программирование традиционно более консервативно, здесь всегда делают ставку на то, как в целом воспринимается эфир зрителями, какие возрастные и социальные группы аудитории придут на канал в отдельных тайм-слотах и как сделать так, чтобы одна часть аудитории конкретной программы плавно перетекала в другую и оставалась на канале и дальше. "России" свойственна иная программная тактика: здесь, как правило, выигрывают какими-то точечными ударами в виде конкретных, порой разовых, но заведомо рейтинговых проектов. И логика при этом порой здесь имеет вторичное значение.

В этом смысле всегда показательны праздничные дни, когда "Первый канал" и "Россия" традиционно ведут между собой амбициозную борьбу за то, какой из двух главных каналов страны выберет зритель. На этот раз 23 февраля каждому из госканалов было что записать себе в актив. Если праздничный день в целом и в столице, и по стране выиграл "Первый канал" (26,2% против 24,6% по стране и 21,8% против 19,7% в Москве), то в прайм-тайм (самое смотрибельное время и, соответственно, самое дорогое для рекламодателя) победу с заметным преимуществом одержал канал "Россия": у него по стране 29,3%, у "Первого" – 25,8%, а в столице разрыв еще заметнее – 28,2% против 22,2% соответственно. Как следует из рейтингов, оба варианта программной политики снова имели место, и каждый из них по-прежнему приносит свои результаты и "Первому каналу", и "России". Но гораздо важнее, какую цель первоначально ставят себе каналы, программируя свой эфир: "подрезать" конкурента и, вырвав у него победу, выйти в лидеры или получить уверенность в точности и адресности своей аудитории, которая вновь выбирает полюбившийся канал.

Несмотря на патриотический смысл праздника защитников Отечества, в эфире госканалов и на этот раз не обошлось без традиционных юмористических концертов. На "Первом" поставили сборный концерт "Смешные люди", а на "России" – сольное выступление Михаила Задорнова. Именно его концерт "Все не так плохо!" стал одним из самых рейтинговых проектов праздничного дня. Впрочем, не обошлось и без сюрпризов. Вечером накануне праздника "Первый канал" спустя неделю вновь показал очередной повтор "Кривого зеркала". И если российская аудитория, судя по рейтингам, снова смотрела этот проект с большим воодушевлением, то москвичи отнеслись к нему более прохладно: в столице "Кривое зеркало" не вошло в десятку программ-лидеров, а его доля аудитории составила всего 23,7% (по стране доля аудитории – 34%).

Среди сериалов на минувшей неделе неплохо заявила о себе четырехсерийная премьера детективной мелодрамы "Любовница", показ которой завершился на канале "Россия". В Москве "Любовница" стала самым рейтинговым сериальным проектом, обойдя завершающие серии "Кавалеров морской звезды" на "Первом". К тому же показ "Любовницы" поднял рейтинг и предшествующего ей сериала "Тайны следствия-3" на "России". Максимальная доля аудитории "Любовницы" по стране составила более 30%, в столице – 26,5%.

Примечательная ситуация сложилась с основными художественными фильмами, на которые "Первый канал" и "Россия" сделали ставку в прайм-тайм 23 февраля. "Первый" решил вновь показать российский фильм "Марш-бросок", премьера которого в телеэфире на этом же канале состоялась ровно год назад в День защитника Отечества. Правда, на этот раз показ патриотического фильма о солдатах и офицерах, воюющих в Чечне, получил гораздо более скромные цифры, чем в прошлом году. Тогда доля аудитории "Марш-броска" составила 47%, что позволило фильму занять лидирующие строчки в числе десяти самых популярных проектов 2004 года. В этом году доля аудитории фильма по стране составила всего 29%.

А вот показ на "России" фильма "В августе 44-го" имеет весьма неожиданную предысторию. Дело в том, что права на приключенческий фильм, снятый по книге Владимира Богомолова "Момент истины. В августе 44-го...", принадлежат НТВ. За покупку этого российского фильма в 2002 году на телевизионном рынке развернулась серьезная борьба. На фильм претендовали и канал "Россия", и "Первый канал". Последний особенно жаждал иметь эту картину в своем эфире. Однако тогдашний гендиректор НТВ Борис Йордан перебил цену за этот фильм раза в полтора (утверждают, что "В августе 44-го" был куплен за $60 тыс., тогда как цена на рынке того времени за премьеру качественного российского фильма колебалась в районе $30-35 тыс.) и купил его для своего канала. Причем, как говорят, права на фильм "В августе 44-го" господин Йордан оформил для НТВ чуть ли не на 48 лет (такого рода сделок в практике российского телевидения раньше не было). Тогда эта сделка вызвала большой шум и большое неудовольствие у руководителей госканалов; особенно негодовал гендиректор "Первого" Константин Эрнст.

НТВ с 2002 года показывал фильм пять раз: два года подряд в День Победы, однажды 23 февраля, а также в ночном эфире в дни захвата заложников на Дубровке и уже в этом телесезоне в день траура по жертвам Беслана 6 сентября. На НТВ все показы сопровождались высокими рейтингами, а премьерный показ стал вообще рекордным для канала: доля аудитории в столице составила 39%, по стране – 36%. И вдруг на прошлой неделе 23 февраля "В августе 44-го" прошел на канале "Россия". И на НТВ, и на "России" Ъ заявили, что была совершена сделка-обмен, в результате которой каждый из каналов получил право одного показа двух разных фильмов. "Россия" получила один показ "В августе 44-го", а НТВ – право на показ одного из популярных советских фильмов, который был очень важен для канала (и на "России", и на НТВ категорически отказались говорить название фильма, но известно, что в эфире последнего он уже прошел). На обоих каналах Ъ заявили, что сделка была оформлена на коммерческих условиях, а права на оставшиеся показы "В августе 44-го" так и остались у НТВ. Насколько равноценной и адекватной была эта сделка, достоверно сказать трудно, однако очевидно, что вряд ли бы она состоялась в те времена, когда НТВ возглавлял Борис Йордан. Зато подобный обмен стал возможным сейчас, когда НТВ возглавил Владимир Кулистиков, которого, как известно, связывают с каналом "Россия" весьма дружеские отношения.

К тому же в области кинопремьер это уже не первый обмен между двумя каналами. Именно основываясь скорее на дружбе, нежели на отношениях, которые должны складываться у каналов-конкурентов, "Россия" обменяла в этом телесезоне премьеру "Бумера" на один из зарубежных кинохитов (его название также не разглашается, однако на обоих каналах тогда заявили Ъ, что сделка совершалась на коммерческих условиях). В октябре 2004 года канал НТВ выиграл от показа "Бумера" весьма существенно, получив более 35% доли аудитории по стране. Таких высоких цифр канал не имел уже давно. А "Россия" на этот раз 23 февраля весьма ощутимо выиграла от показа "В августе 44-го". Фильм активно промоутировали в межпрограммке "России", а в день праздника он шел практически без рекламы. В итоге его доля по стране составила 32,5%, и этот фильм задал тон всему прайму, который в этот день с заметным отрывом от "Первого" выиграл канал "Россия".




Десять самых популярных программ у московской аудитории

Место проекта в
рейтинге* (место
проекта в рейтинге
на предыдущей
неделе)

Название проекта

Канал

Дата
эфира

Рейтинг
(%)**

Доля
(%)***
1 (8)"Юрмалина".
Международный фестиваль
юмора
"Россия"26.0213,834,7
2 (–)"Все не так плохо!
Фантазии Михаила
Задорнова".
Юмористический концерт
"Россия"23.0213,630,2
3 (–)Сериал "Любовница""Россия"25.0212,926,5
4 (5)"Время""Первый канал"22.02.12,629,1
5 (–)Праздничный концерт ко
Дню защитника Отечества
"Россия"23.0212,426,4
6 (4)Сериал "Тайны
следствия-3"
"Россия"24.0212,324,5
7 (3)Сериал "Кавалеры морской
звезды"
"Первый канал"24.0212,124,4
8 (7)"Вести" в 20.00"Россия"24.0211,726
9 (–)"Марш-бросок""Первый канал"23.0211,725,8
10 (6)"Вести-Москва" в 20.30"Россия"24.0211,224,2



Десять самых популярных программ у российской аудитории

Место проекта в
рейтинге* (место
проекта в рейтинге
на предыдущей
неделе)

Название проекта

Канал

Дата
эфира

Рейтинг
(%)**

Доля
(%)***
1 (2)Сериал "Исцеление
любовью"
"Россия"25.0215,740,7
2 (1)"Кривое зеркало""Первый канал"22.021534,2
3 (9)"Время""Первый канал"22.02.14,130,9
4 (–)Праздничный концерт ко
Дню защитника Отечества
"Россия"23.021428,2
5 (8)"Жди меня""Первый канал"21.0213,731,3
6 (–)"В августе 44-го".
Художественный фильм
"Россия"23.0213,632,5
7 (4)Сериал "Кавалеры морской
звезды"
"Первый канал"24.0213,430
8 (7)Сериал "Кармелита""Россия"25.0213,142,5
9 (10)"Вести. Дежурная часть""Россия"24.0212,829,8
10 (–)"Воскресный 'Ералаш'""Первый канал"27.0212,730,8


КоммерсантЪ