02.03.2005

Московскому метро припомнили карточный долг. Метрополитен прекращает продажу карт МГТС



Как стало известно Ъ, с 1 марта в кассах московского метро прекращена продажа пластиковых карт МГТС для оплаты таксофонной связи и услуг доступа в интернет. К этому метрополитен обязала Федеральная налоговая служба, запретив продажу пластиковых карт без выдачи кассовых чеков. Между тем в МГТС признают, что основная масса таксофонных карт компании продается именно в кассах метрополитена.

Поздно вечером 28 февраля корреспондент Ъ оказался одним из последних, кому удалось купить пластиковые карты МГТС в кассах столичного метрополитена. Как сообщили Ъ в пресс-службе московского метро, с 1 марта продажа карт для оплаты таксофонной связи МГТС и услуг доступа в интернет родственной ей компании "МТУ-Интел" (обе компании контролируются АФК "Система") приостановлена. "Эта мера вынужденная,– объясняют в пресс-службе Московского метрополитена.– Четыре года назад к нам впервые обратились налоговые органы с требованием прекратить продажу карт, так как продавать их без выдачи кассовых чеков незаконно, а соответствующих кассовых аппаратов в кассах метро нет". В метрополитене пояснили, что налоговые органы усмотрели в деятельности касс метро нарушение пункта 1 статьи 2.5 федерального закона #54 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт". "После первого же обращения налоговых органов мы попросили компанию МГТС посодействовать тому, чтобы на законодательном уровне карты были признаны товаром, который можно продавать без кассовых чеков,– говорят в метрополитене.– Однако компании так ничего и не удалось сделать, и когда после второй проверки налоговых органов 17 февраля метрополитен оштрафовали за административное нарушение, мы решили прекратить продажу карт".

Аналитики считают, что сильным ударом по продажам для МГТС это не будет. "В Москве около 30 тыс. розничных точек, включая салоны сотовой связи и продуктовые ларьки, где можно купить в том числе и карты МГТС,– считает гендиректор компании 'Реверсити' Денис Рябцев.– Из них кассы метро, которых около 300, соответственно, составляют менее процента. Думаю, потери МГТС будут несущественны, однако могут пострадать потребители: если карточки будут продаваться через розничные сети, там будет наценка в 5-10%".

Однако неудобство для потребителей состоит не только в повышении цены. Кассы метро – единственные розничные точки, мимо которых ежедневно проходит 9 млн человек и которые работают с шести часов утра до часа ночи. Это хорошо понимают и в МГТС, где прекращением продажи пластиковых карт очень недовольны. Начальник управления по связям с общественностью компании МГТС Анатолий Верещагин указывает, что основная масса пластиковых карт МГТС продавалась именно в метрополитене. В компании не называют конкретных цифр; аналитики же считают, что через кассы метро продавалось более 70% таксофонных и интернет-карт МГТС и "МТУ-Интел". А их общий годовой объем продаж превышает $3 млн.

Кроме того, широкая доступность карт имела важную социальную функцию. "Таксофонная сеть в Москве убыточна,– говорит господин Верещагин.– Однако компания поддерживает таксофонную сеть, которая в основном расположена на территории метрополитена, потому что таксофоны обеспечивают связью приезжих, а также тех, кто не может позволить себе мобильный телефон. Кроме того, таксофоны – важная составляющая безопасности города: например, во время теракта на 'Автозаводской', когда отключилась мобильная связь, все бросились в кассы метро покупать наши карточки, чтобы позвонить близким. Случись что теперь, не понятно, что будут делать москвичи". В МГТС намереваются в ближайшее время решить проблему, однако конкретных методов ее решения и сроков не называют.

В том, что решение проблемы существует, уверен генеральный директор ОАО "Роспечать" Светлана Соколова: "Мы продаем в том числе и телефонные, и интернет-карточки. Однако в российском законодательстве сейчас нет точного определения, что такое карточка – товар или услуга. В суде можно доказать и то и другое. В любом случае в данный момент мы как раз занимаемся оснащением киосков кассовыми аппаратами".

ДМИТРИЙ Ъ-ЗАХАРОВ, ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА

КоммерсантЪ