04.03.2005

Богатейший человек мира – фальшивка



Йосяки Цуцуми, богатейший человек в мира с 1987 по 1990 года 70-летний Йосяки Цуцуми, которого журнал Forbes признавал богатейшим человеком в мире с 1987 по 1990 год, в четверг арестован: японская полиция уверена, что он фальсифицировал финансовую отчетность и наживался за счет инсайдерской информации.

Йосяки Цуцуми появился в японском бизнесе со скандалом. Его отец, Ясудзиро Цуцуми, избрал именно его, сына любимой третьей жены, наследником большей части огромной деловой империи под названием Seibu Group, в состав которой входил крупнейший риэлтерский бизнес и железнодорожные компании. Ясудзиро Цуцуми, личность тираническая и бескомпромиссная, предпочел Йосяки старшему сыну, Сейдзи, поскольку видел в младшем продолжение себя – такого же решительного и бесчеловечного.

Сейдзи, натура артистическая и неуправляемая, получил лишь небольшую сеть магазинов Seibu Department Stores и фабрику по производству вертолетов.

Ясудзиро умер в 1964 году, и с этого момента началась потрясающая карьера Йосяки Цуцуми, на пике которой он управлял главами местных японских администраций точно так, будто они были всего лишь служащими его многочисленных компаний.

Казалось, для него нет невозможного. Он сделал ставку на туристический бизнес и любил повторять: «Я хочу владеть всеми землями, привлекательными для туризма», и японцы ему верили. Верили ему и инвесторы, с наслаждением вкладывая деньги в Seibu Group. К 1987 году Йосяки Цуцуми владел 82 отелями, 52 полями для гольфа и 36 лыжными курортами в Японии и за ее пределами. На него работали 35 тыс. человек. Состояние его оценивалось журналом Forbes в $21 млрд, и он призавался самым богатым в мире.

Схема его обогащения была проста: он выбирал место для очередного отеля или курорта и начинал строительство. Он был патологически дотошен, сам редактировал поэтажные планы своих гостиниц и проектировал поля для гольфа. Его корявые отметки красным карандашиком были законом для архитекторов.

Но все подъездные пути, дороги, линии энергоснабжения и прочую инфраструктуру строил не сам Йосяки, а местные администрации, причем на деньги налогоплательщиков. Эффективность бизнеса Цуцуми выходила поразительная.

Он умудрился навести среди всех своих работников, не исключая и местных чиновников, традиционную японскую культуру деловых отношений, основанную на консенсусе и корпоративной скрытности, чем надолго обезопасил себя от посторонних любопытных взглядов.

Больше того, длительные и взаимовыгодные контакты с местными властями вывели его в конце концов и на общеяпонский уровень влиятельности: чиновники росли, получали назначения в центральное правительство, но связей с Цуцуми не теряли. Как теперь анонимно признается один из действующих японских законодателей, член нижней палаты парламента, «Йосяки был одним из самых влиятельных людей в стране. Он мог добиться почти любого контракта для своей компании».

Самым амбизциозным среди всех его начинаний признают Олимпиаду в Нагано. Цуцуми сначала придумал ее пригласить в Японию, потом пролоббировал в государственных структурах, чтобы правительство занялось этим делом, а потом немало способствовал тому, чтобы Международный олимпийский комитет принял решение в пользу Нагано. Дело-то все в том, что рядышком с Нагано находится старейший из курортов семьи Цуцуми – Каруидзава.

Могущество Йосяки Цуцуми закончилось в 1990-х, когда выяснилось, что в японской экономике существует огромный мыльный пузырь, главным образом за счет значительной переоцененности недвижимости. А ведь недвижимость была одной из двух главных составляющих всего бизнеса Цуцуми.

А про другую, железнодорожную составляющую он рассказывал так: «Мои годовые убытки составляют 2 млрд иен на Хоккайдо, 1,5 млрд иен в Токийском регионе и 1 млрд – в провинции Ниигата».

Особенно скверно было то, что после коллапса японской экономики усилия правительственных реформаторов были направлены в первую очередь на дебюрократизацию системы управления, и Цуцуми постепенно лишился исключительных отношений на местном административном уровне. Но ведь именно на этих отношениях строился весь его бизнес.

В 2004 году, когда Forbes выпустил очередной список миллиардеров, Цуцуми занимал в нем уже всего 159-е место с капиталом в жалкие $3 млрд.

Но и этот капитал оказался фальшивкой. Поздней осенью прошлого года японская прокуратура выяснила, что Цуцуми уже давно подделывает финансовую отчетность; а тут еще к этому неприятному факту добавились показания, что он сам владел значительными пакетами акций Seibu Group через подставных лиц, что позволяло ему порядочно зарабатывать на инсайдерской информации.

Весьма вероятно, что остаток своей прекрасной жизни Йосяки Цуцуми проведет в тюрьме. // Анна Мышина

Газета.RU