04.03.2005
Деловая газета "Бизнес"

Обратная сторона франчайзинга. Разорился партнер "Пятерочки"



ПЕТР МИРОНЕНКО

В последнее время практика заключения договоров франчайзинга стала обыденной в российском ритейле. Однако, как показывает практика, иногда франчайзинг не помогает, а, напротив, мешает развитию сети. Так, на днях произошло знаковое событие: в Перми впервые разорился франчайзи "Пятерочки" - самой мощной российской сети, работающей по этому принципу.

"Как и предсказывали многие, франшиза "Пятерочки" оказалась простой "разводкой"",- констатирует владелец пермской сети "Добрыня", депутат областного законодательного собрания Константин Окунев.
"Пятерочка" появилась в Перми летом 2003 года, когда франшизу федеральной сети дискаунтеров купила местная компания "Русторг". Однако дела у франчайзи пошли плохо: один из двух совладельцев "Русторга" Валерий Закоптелов вышел из бизнеса через год, второй, Григорий Меньшиков, позавчера уступил права на франшизу другой пермской компании.
""Русторг" заплатил $300 тыс. за франшизу "Пятерочки", а потом, пользуясь ее распиаренным брэндом, получил огромные скидки у поставщиков и долгое время закупал товары в кредит",- рассказывает Константин Окунев. По его словам, все закончилось, когда поставщикам это надоело: они пришли за деньгами, а денег не оказалось.
"Закоптелов, который изначально покупал франшизу "Пятерочки", наделал долгов на $6 млн, а потом вышел из бизнеса, переписав контору на человека, которого никто никогда не видел. Мы последние полгода пытались исправить ситуацию, но не справились",- говорит Григорий Меньшиков. С Закоптеловым вчера связаться не удалось.
"Люди, которые, мало что понимая в розничной торговле, решили заработать денег, столкнулись с проблемами кадров, оборудования, поставок, а пакет с бумажками, который они купили у "Пятерочки" за $300 тыс., им в этом мало помог",- заключает Константин Окунев.
Большая часть опрошенных "Бизнесом" ритейлеров говорит, что франчайзинговые схемы - набор сплошных плюсов для их участников. Однако, по мнению эксперта ИК "Финам" Владислава Кочеткова, сложившаяся в Перми проблема достаточно типична для российской практики франчайзинга. "Многие российские ритейлеры, в том числе и "Пятерочка", находят франчайзи по простому принципу: это люди, у которых есть много денег и хорошие связи в местной администрации, а опыта работы в ритейле никакого",- говорит Кочетков. Впрочем, по его мнению, это имеет логичное обоснование: ведь два самых выгодных аспекта работы по франшизе - отсутствие серьезных инвестиций в развитие сети и возможность войти в хороший регион без проблем в отношениях с чиновниками. "В принципе, отсутствие опыта франчайзи должны компенсировать технологии и кадровые программы, которые предоставляются в рамках франшизы, однако так выходит не всегда",- говорит Кочетков.
По мнению управляющего партнера BBPG Consulting Алексея Тихомирова, самая серьезная проблема франчайзи в том, что они редко понимают, что, покупая франшизу, существенно ограничивают свободу в развитии собственного бизнеса. По словам источника "Бизнеса", знакомого с ситуацией вокруг пермской "Пятерочки", именно этой проблемой вызван провал проекта: получив франшизу "Пятерочки", "Русторг" решил сделать свои магазины чем-то вроде "Седьмого континента", расширил ассортимент высокомаржевыми дорогими товарами, которые не сумел нормально спозиционировать. "В это расширение они вложили много денег, которые могли бы пустить на открытие большой сети дискаунтеров, а в результате ничего не продали, а только пригнули поставщиков",- констатирует собеседник "Бизнеса". "Когда ты становишься франчайзи, лучше всего забыть о том, что этот бизнес - твой",- соглашается Тихомиров.
Практика франчайзинга сопряжена со значительными проблемами и для головной сети. Одна из главных, по мнению Кочеткова из "Финама", в том, что региональный оператор своими неправильными действиями может серьезно скомпрометировать брэнд, под которым работает.
"В регионах часто попадаются не очень цивилизованные ритейлеры, которые могут сильно осложнить сети жизнь в регионе, продавая, например, паленую водку",- соглашается с ним Тихомиров из BBPG. Помимо прочего, сети постоянно приходится следить за тем, чтобы франчайзи ее не обманывал, занижая в отчетности оборот, с которого взимаются роялти. По мнению Кочеткова, эту проблему можно было бы решить, установив фиксированные ставки роялти, как это часто делается в ресторанном бизнесе. Но пока из продуктовых ритейлеров этого не делает никто.
Сами сети, правда, отказываются признавать эти проблемы серьезными. "Конечно, у нас бывают спорные ситуации, которые в основном касаются того, что наши франчайзи не всегда соблюдают стандарты нашей сети. В таком случае мы можем их оштрафовать, но делаем это довольно редко",- говорит директор управления бизнеса сети "Копейка" Сергей Ложкин.
Несмотря на все проблемы, которые возникают у сетей после продажи франшизы, эксперты прогнозируют, что франчайзинг будет только набирать популярность. По данным "Бизнеса", сейчас франчайзинговый пакет готовят сразу несколько небольших сетей. "Все ждут прихода в Россию западных сетей и пытаются закрепиться в регионах, которые Wal-Mart нужны на первых этапах не будут, однако денег на построение собственной региональной сети ни у кого нет",- говорит Владислав Кочетков. Таким образом, франчайзинг, по сути, единственный выход для небольших ритейлеров, заключает эксперт.

"Если человек платит $500 тыс., значит, он не дурак"

Группа компаний "Виктория" недавно начала продажи франшизы своих "магазинов у дома" "Квартал". Президент "Виктории" Николай Власенко уверен, что плюсы развития сети по такой модели заведомо перевешивают минусы. О них он рассказал корреспонденту "Бизнеса" Петру Мироненко.
- Когда вы начали продавать франшизу?
- В конце прошлого года мы подготовили пакет франшизы одной из трех наших сетей - "Квартала". Скоро будем продавать и франшизу "Дешево", но это пока сырой проект. Будем продавать и франшизу наших супермаркетов (брэнд "Виктория"). Плюсы достаточно очевидны всем: франшиза, по сути,- масштабирование собственного бизнеса за чужой счет. А в тех регионах, где важен административный ресурс, без нее попросту не обойтись.
- Зависят ли условия франшизы от региона, в который она продается?
- Да, конечно. Пакет, который я мог бы назвать базовым, обойдется франчайзи примерно в $500 тыс. За это он получает эксклюзив на весь регион. Правда, сколько эта цифра составит в областях с городами-миллионниками, мы пока не знаем. Пока мы продали франшизу "Квартала" только во Владимир, и несколько проектов, которые сейчас находятся в стадии обсуждения, тоже находятся в небольших регионах. Вообще, пакет может быть и упрощенным, и расширенным, в зависимости от степени участия наших сотрудников. В любом случае, на доход от входного платежа мы не ориентируемся - все равно он почти полностью съедается нашими затратами на организацию сети.
- Не боитесь проблем с франчайзи, которые возникли, например, у "Пятерочки" в Перми?
- Мне кажется, что главное - выбрать партнера по бизнесу. Если говорить о фиктивном занижении оборота, то я считаю, что если ритейлеру приходится с этим бороться, значит, он неправильно выбрал франчайзи. Ведь по идее человек в провинции должен понимать, что правильное развитие бизнеса сети - это и развитие его бизнеса. Собственно говоря, поэтому у нас такая высокая входная плата: я считаю, что если у человека есть сотни тысяч долларов на покупку франшизы, значит, он априори не дурак. Ведь самая большая сложность - проследить за тем, чтобы, к примеру, во Владимире клиент получал в наших магазинах то же, что и в Москве и в Калининграде, а для этого мы должны работать с франчайзи как с коллегой.


Деловая газета "Бизнес"