05.03.2005

"М.Видео" отпускает "Сокола". Российский телевизионный брэнд уходит с рынка



В ближайшее время марка "Сокол" может исчезнуть с рынка бытовой электроники. Как стало известно Ъ, дочерняя структура компании "М.Видео" – ТПК "Бытовая электроника 'Сокол'" – на 75% сократила финансирование производства одноименных телевизоров на заводе "Арсенал" во Владимирской области и переориентировалась на лицензионный выпуск техники Akai. Это первый случай, когда с рынка уходит возрожденный советский электронный брэнд.

ТПК "Бытовая электроника 'Сокол'" была образована в 2000 году. Владелец контрольного пакета акций компании – торговая компания "М.Видео". По данным ассоциации РАТЭК, по итогам 2003 года доля "Сокола" на российском рынке телевизоров составляла 2,8%, а оборот компании – около $40 млн. Летом 2004 года ТПК приступила к выпуску бытовой электроники марки Akai по лицензии Akai Universal Ltd.

Информацию о сокращении финансирования производства телевизоров "Сокол" Ъ подтвердили как источники внутри компании, так и участники рынка. По их словам, мощности завода "Арсенал", на котором производят электронику "Сокол", практически полностью переориентируются под выпуск Akai. "Проект 'Сокол' с начала этого года финансируется лишь на четверть от ранее запланированной суммы. А план по выпуску телевизоров под этой маркой на сентябрь 2004 года был выполнен только в минувшем феврале",– отмечает источник в ТПК.

Официально прокомментировать ситуацию вокруг "Сокола" в "М.Видео" не смогли. Высокопоставленный представитель "М.Видео" сообщил лишь, что они не принимают участия в оперативном управлении ТПК и не указывают, что именно она должна выпускать. Средства, выделяемые на финансирование производства, в ТПК распределяют самостоятельно.

По мнению участников рынка, сокращение финансирования может означать то, что брэнд "Сокол" постепенно начнут выводить с рынка. "За последний год марка 'Сокол' сильно сократила свою долю на рынке – по нашим данным, к сегодняшнему дню она составляет не более 2%,– говорит генеральный директор холдинга Polar Эдуард Поляков.– Такое снижение в условиях быстрорастущего рынка (в 2004 году прирост рынка составил 13%.–Ъ) весьма существенно. В ТПК перевели российский брэнд в низкий ценовой сегмент, решив сыграть на увеличении объемов продаж. Однако даже минимальной рентабельности достичь не удалось".

Эксперты отмечают, что впервые с рынка уходит один из известных советских брэндов электроники, возрожденных в середине 90-х годов. "Российским маркам все сложнее конкурировать с дешевой техникой китайской сборки, для которой производители создали своеобразные легенды вроде европейского происхождения брэнда. Поскольку одни телевизоры от других мало чем отличаются, на этом рынке именно брэнд определяет успех всего проекта. 'Сокол' же явно ничем особым не выделялся,– говорит аналитик ИК 'Атон' Алексей Языков.– В этом плане его замещение на Akai, марку, хорошо известную еще с советских времен и ассоциирующуюся у потребителей с японским качеством, выглядит вполне оправданным шагом". С этим соглашается директор по маркетингу компании Sitronics Мина Хачатрян. "Возрождение затухших мировых марок, таких как Akai, в сегодняшней ситуации – четкая и понятная стратегия. Очевидно, что расходы на дистрибуцию товаров под таким брэндом будут существенно ниже, чем в случае с неизвестным брэндом",– считает она.

ДМИТРИЙ Ъ-КРЯЖЕВ



КоммерсантЪ