09.03.2005
Деловая газета "Бизнес"

Банкоматами на Украине пользоваться не рекомендуется



ДЭМИС ПОЛАНДОВ

В распоряжении "Бизнеса" оказалось письмо, которое в субботу разослал клиентам Райффайзенбанк. Он рекомендует не пользоваться банкоматами на Украине в связи с ростом числа случаев мошенничества по пластиковым картам. А тем, кто когда-либо снимал наличные через украинские банкоматы, Райффайзенбанк настоятельно советует перевыпустить карты.
О проблеме мошенничества с картами на Украине говорят давно. Однако, судя по содержанию письма, с которым Райффайзенбанк обратился к своим клиентам, ситуация из ряда вон выходящая. "В связи с ростом количества случаев мошенничества по пластиковым картам в результате использования банкоматов на Украине,- пишет Райффайзенбанк,- мы рекомендуем вам не пользоваться банкоматами на Украине и снимать наличные деньги в кассах банков. Операции по снятию наличных через банкоматы на Украине могут быть осуществлены только после дополнительной идентификации клиента, для чего необходимо связаться с call-центром банка. Также просим обязательно перевыпускать карты, если вы использовали их в банкоматах на Украине".
В Райффайзенбанке, куда "Бизнес" обратился за комментарием, разъяснили: "По нашей информации, проблемы возникают в основном с картами системы VISA. По известной нам статистике, более половины операций с картами в банкоматах и POS-терминалах, совершаемых на Украине, оборачивается для банка и клиента неприятностями разного рода,- заявил начальник управления по обслуживанию физических лиц Райффайзенбанка Александр Колошенко.- Анализ ситуации показывает, что утечка информации (данных с магнитной полосы и ПИН-кода) происходит либо непосредственно в банке, обслуживающем банкомат или POS-терминал, либо из процессингого центра, обслуживающего банк (если он внешний). Известно, что специальные процедуры VISA "при надлежащем внедрении" позволяют полностью исключить подобные ситуации. Следовательно, в одном из действующих банков на территории Украины эти процедуры, возможно, грубо нарушаются".
Александр Колошенко пояснил, что карточная проблема была идентифицирована примерно год назад, но тогда банк не планировал вводить запрет на снятие наличных по картам в украинских банкоматах - он лишь предлагал заменить клиенту карту по возвращении с Украины. "К сожалению, в последние несколько месяцев объемы мошенничества резко увеличились, и мы были вынуждены запретить любые операции в банкоматах с нашими картами на Украине. По-прежнему можно пользоваться картами только для оплаты услуг в POS-терминалах и для получения наличных в отделениях банков",- сказал банкир.
Таким образом, фактически можно говорить о полном рекомендательном запрете на операции в украинских банкоматах с картами Райффайзенбанка. Хотя обтекаемые фразы банковского сообщения оставляют клиенту надежду на то, что после звонка в банк деньги в банкомате он все же получит, на практике этого не произойдет. "Учитывая масштабы проблемы, мы не разрешаем сейчас нашим клиентам пользоваться банкоматами любого банка на Украине даже после звонка в Райффайзенбанк в Россию",- подтверждает Александр Колошенко. Не являются исключением даже банкоматы "дочки" Райффайзенбанка на Украине. "При том, что достаточно большое количество операций совершалось нашими клиентами в банкоматах "Райффайзенбанк Украина" и не было выявлено ни одного случая мошенничества по таким операциям, сейчас мы не имеем возможности пользоваться сетью банкоматов какого бы то ни было банка на Украине",- говорит Колошенко.
Что касается обязательного перевыпуска "проблемных" карт, то представитель банка добавил: "Мы предлагаем перевыпустить карты всем, кто хоть раз пользовался ими на Украине, причем данное предложение не имеет срока давности операции по карте на Украине. Бывает так, что мошенническая операция происходит и через год после поездки".
На данный момент "Бизнес" не располагает официальными подтверждениями того, что аналогичные меры предосторожности применяют другие российские банки. Но Райффайзенбанк, судя по всему, вряд ли одинок. Как утверждает Александр Колошенко, подобные санкции в отношении операций по своим картам на территории Украины ввели уже многие российские банки. "К сожалению, доступные сегодня банкам средства защиты от такого рода ситуаций не позволяют проявлять особой изобретательности. Методы борьбы с мошенничеством в данном случае у банков, как правило, одинаковы",- пояснил банкир.


Деловая газета "Бизнес"