09.03.2005
Деловая газета "Бизнес"

Паштетное дело. Mortier Catering NV против компании "Гурман"



НИКОЛАЙ ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ

В течение полугода многие в России считали компанию "Гурман" единственным в СНГ полномочным представителем бельгийского производителя паштетов Mortier Catering NV. Похоже, все это время "Гурман", используя новые технологии патентного пиратства, просто умело вводил всех в заблуждение.
Компания "Гурман", которой руководит предприниматель Руслан Пашков, несколько лет являлась одним из российских дистрибуторов известных бельгийских паштетов. Однако два года назад "Гурман", видимо, решил самостоятельно перевести себя из обыкновенных дистрибуторов в эксклюзивные. В 2003 году Пашков зарегистрировал на свое имя эмблему в виде овала с надписью Mortier, а в 2004 - наименования Mortier и Mortier Catering (товарные знаки 173782, 263895 и 266942). Поняв, что ситуация приняла нежелательный оборот, еще в июле 2003 бельгийцы заключили соглашение с кипрской компанией Terra Foods. По договору, та становилась эксклюзивным поставщиком паштетов на территории СНГ и обязалась вернуть марку Mortier бельгийской фирме. "Их обещания были блефом. Возможно, за этой компанией стоит сам господин Пашков",- заявил "Бизнесу" Курт Мортье, глава Mortier Catering NV.
В августе 2004 года история дополнилась новым поворотом. Компания "Гурман" распространила пресс-релиз, в котором сообщалось, что Mortier добровольно передала ей технологии и права на марку: "Паштеты под маркой Mortier будут производиться на базе Калининградского мясокомбината... Продажа в странах СНГ будет осуществляться только через торговые компании холдинга "Гурман". Таким образом, "Гурман" станет единственным поставщиком паштетов Mortier в России". Это сообщение опубликовали многие информационные агентства.
Как заявил "Бизнесу" адвокат Александр Осокин, занимающийся проблемой Mortier в России, метод "Гурмана" - один из вариантов распространенной в последнее время технологии недобросовестной конкуренции. Раньше российские пираты ограничивались только регистрацией "свободной" иностранной марки в России и ждали, когда крупная западная компания выйдет на них и просто выкупит торговый знак. Пример Mortier показывает, что Россия переходит от патентного пиратства к патентному рэкету: брэнд не только регистрируют, но и начинают использовать таким образом, чтобы люди поверили, будто имеют дело с истинным владельцем прав. За рубежом этот метод обозначается как passing off. "Такой прием позволяет не только обезопасить владение краденым знаком, но и начать на нем легально зарабатывать - выдавать лицензии и выпускать продукцию",- говорит Александр Осокин.
Симптоматично, что многочисленные попытки "Бизнеса" получить комментарий ситуации от главы "Гурмана" Руслана Пашкова к успеху не привели. А вот Курт Мортье сообщил: "Мы подаем заявление в Федеральную антимонопольную службу России с требованием признать регистрацию Пашковым на свое имя марки Mortier недобросовестной конкуренцией. Кроме того, мы в судебном порядке запретим Пашкову обманывать людей, заявляя о своих правах на марку и праве выпускать паштеты по технологии Mortier Catering". По словам руководителя Mortier Catering, выкуп товарных знаков у "Гурмана" исключен, поскольку "они являются не только маркой фирмы, но и фамилией семьи Мортье".

Деловая газета "Бизнес"