10.03.2005
Деловая газета "Бизнес"

Невыгодные слияния. С какими проблемами сталкивается консолидация розничных сетей



ПЕТР МИРОНЕНКО
РУСТАМ ГАСАНОВ

Cделки по поглощению торговых сетей нередко проходят не так гладко, как хотелось бы: персонал покупаемой компании может их саботировать. Готового рецепта у участников рынка нет.
Так, источник "Бизнеса" в "Продмаке" утверждает, что в сделке по покупке этой сети холдингом "Марта" возникли проблемы. "Продукты вывозили "Газелями". Когда менеджерам "Продмака" объявили, что сеть продана и ею будут управлять немцы, они решили, что всех уволят, и решили урвать, что могут",- говорит источник "Бизнеса". По его словам, сейчас уже возбуждено одно уголовное дело. "Этот случай не единственный",- утверждает собеседник "Бизнеса".
Директор по маркетингу "Продмака" Дмитрий Озолин не смог подтвердить "Бизнесу" эту информацию. PR-директор холдинга "Марта" Евгений Сухарников ее опроверг. Впрочем, эксперты уверяют, что подобные ситуации характерны для отрасли.
"Проблемы с персоналом при слияниях и поглощениях будут возникать всегда, особенно в торговле",- говорит руководитель направления "Бизнес-брокередж" ИК "Финам" Михаил Кузнецов. Персонал, часто обоснованно, думает, что новому владельцу будет проще нанять новых директоров, чем переучивать старых, и тогда начинается воровство, говорит эксперт. Впрочем, сейчас на рынке огромный дефицит управляющих кадров - например, директоров магазинов,- уверяет управляющий партнер BBPG Consulting Алексей Тихомиров.
Покупатели сетей по-разному решают проблемы с персоналом. По словам вице-президента холдинга "Марта" Бориса Васильева, во время слияния с сетью "Столица-север" холдинг устраивал для ее сотрудников корпоративные тренинги, а часть персонала "Столицы" была временно переведена в магазины Spar, которыми тогда управляла "Марта".
Михаил Кузнецов вспоминает, что одно из слияний, которое консультировал "Финам", проходило перед Новым годом. "Менеджмент просто собрал персонал обеих сетей на новогодней вечеринке, и дальше проблем было меньше",- рассказывает он.
Однако, по словам Кузнецова, саботаж персонала - не единственная и не главная проблема, с которой могут столкнуться ритейлеры при слияниях. "Торговцы работают с поставщиками в кредит, они связаны большим количеством обязательств. Как только поставщики узнают что-то о готовящейся сделке, они начинают нервничать, требовать денег, а их порой не оказывается",- объясняет Кузнецов.
Он приводит пример сделки по покупке продовольственной торговой сети с узким ассортиментом. "Во время заключения сделки выяснилось, что сеть необоснованно наращивала закупки, чтобы иметь возможность закупаться в кредит",- рассказывает эксперт. Закупленный товар лежал на складе, а денег на оплату не было. "В результате цена сделки существенно уменьшилась",- говорит Кузнецов.
А руководитель департамента торговой недвижимости Colliers International Максим Гасиев из Colliers напоминает, что при слияниях существуют и другие сложности - вероятны, например, ошибки во время ребрэндинга сети, проблемы с реорганизацией системы управления.

Деловая газета "Бизнес"