10.03.2005
Деловая газета "Бизнес"

Сотовые операторы опровергли перепись. В Москве мобильных телефонов больше, чем людей



АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА

Сразу три аналитические компании - iKS Consulting, ACM Consulting и J'son&Partners - отчитались о состоянии сотовой связи в России. По данным экспертов, число абонентов превысило 82 млн человек. Уровень проникновения сотовой связи в массы по России составил 56,7%, а в Москве вообще достиг фантастических 107%. Кроме того, в столице по количеству новых подключений конкурентов обогнал "МегаФон".
"Наши расчеты по проникновению основаны на данных Госкомстата о 17 млн москвичей, хотя реальное число жителей Московской лицензионной зоны составляет 23-25 млн",- уточнил "Бизнесу" аналитик ACM Consulting Антон Погребинский. Так что если учитывать лишние 6-8 млн, то проникновение составит порядка 78%. "И это без учета так называемых мертвых душ, коих по нашим подсчетам еще 15%",- признался аналитик. Вот только в отчетах уважаемых аналитических компаний анализа этих показателей нет. А есть просто фантастическая цифра в 107% мобилизации москвичей с учетом немощных стариков и грудных младенцев. Впрочем, она с энтузиазмом воспринимается как операторами, так и чиновниками из Мининформсвязи, которые гордятся показателем, не уступающим Лондону или Дублину. По тем же отчетам в Петербурге "в ближайшие месяцы проникновение сотовой связи достигнет 100%".
Но главная интрига, по мнению аналитиков, в другом. Впервые в истории привычно "бронзовый" "Мегафон" хоть ненамного, но обошел своих конкурентов по числу новых абонентов. "Это только начало процесса по увеличению доли "МегаФона" в чистых подключениях в Москве",- сказала "Бизнесу" аналитик iKS Consulting Оксана Панкратова. По ее мнению, причина февральского успеха "МегаФона" - многочисленные рекламные акции. "Хотя эти акции не были связаны со снижением тарифов, "Мегафон" появлялся в СМИ с рекламой мероприятий типа аукциона по продаже "красивых" номеров",- поясняет старший аналитик iKS. В результате все три аналитические компании вывели "Мегафон" в лидеры по подключениям в феврале новых абонентов (186 тыс., 37%). При этом МТС за месяц подключила 155 тыс. абонентов (29,1%), а "Вымпелком" - 170 тыс. (32,5%). Правда, все эти данные довольно условны, поскольку учетные политики операторов отличаются между собой. Если МТС прощается с неактивными абонентами через полгода, то "Мегафон" деактивирует неплательщиков через три месяца. В "Вымпелкоме" в разряд неактивных абонент попадает через полгода молчания, после чего его номер отправляется в "запасник-отстойник" еще на шесть месяцев. Таким образом, абонент, выбросивший "симку" через неделю, числится клиентом оператора еще год. "Сейчас основная борьба разворачивается в регионах, столичный рынок почти завоеван,- говорит пресс-секретарь "Вымпелкома" Юлия Остроухова.- Поэтому мы не огорчены московским взлетом "МегаФона", по подключению в регионах мы по-прежнему лидеры". По данным iKS Consulting, абонентская база "Вымпелкома" "приросла" за месяц на 34%, в сравнении с 31% чистого прироста у МТС и 20% у "Мегафона".
Кроме "супермобилизации" аналитики наблюдают на сотовом рынке еще один феномен - бум дополнительных услуг. Впервые в прошлом году, по данным iKS Consulting, российские абоненты потратили на SMS, MMS и GPRS $1,25 млрд, подняв долю допуслуг в доходах компаний до 12,5%. Правда, большая часть (45%) пришлась на SMS-трафик ($451 млн). При этом доля MMS на российском сотовом рынке пока не превышает 1%. iKS Consulting прогнозирует 70-процентный рост допуслуг в этом году до $1,6 млрд. Правда, поверить в столь радужную картинку мешают российские праздники. По доброй традиции 8 марта все три оператора преподнесли женщинам, и не только им, "приятный" сюрприз, дав отдохнуть от назойливых поздравительных SMS. Абонентам МТС и "МегаФона" время от времени удавалось послать SMS, но от получения сообщений они были застрахованы. Но приятней всего жили 8 марта абоненты "Би Лайна", которых служба коротких сообщений не беспокоила сутки. Оператор извиняется и сетует на единственный в стране SMS-центр, перегруженный "поздравительным" трафиком. Когда заработают еще три центра в регионах, пока неизвестно. В "Вымпелкоме" обещают, что это случится скоро.

Деловая газета "Бизнес"