11.03.2005
Деловая газета "Бизнес"

Белые и пушистые. "Вымпелком" выступила с необычной для российской деловой практики инициативой



ЮРИЙ ХНЫЧКИН

Компания "Вымпелком" выступила с необычной для российской деловой практики инициативой. Она предложила своему основному конкуренту - "Мобильным ТелеСистемам" - подписать специальный договор, предметом которого будет запрещение взаимного переманивания руководителей. Представители компании не сообщили, будет ли текст договора содержать какие-либо санкции за его нарушение, отметив лишь, что на уровне руководителей двух компаний уже действует джентльменское соглашение о запрете переманивания топ-менеджеров.
Первое впечатление: приятно, конечно, видеть людей, осваивающих столь цивилизованные методы поведения с конкурентами. Все, как в лучших домах: об скатерть руки не вытирать, напившись, лицом в салат не падать, на хозяйку дома откровенно глаза не пялить… Логика развития крупных компаний в том и заключается, что в момент, когда благодаря наличию столь же мощных соперников на рынке создается относительный паритет и откровенно грязные методы конкуренции уже не приносят результатов, можно становиться "белым и пушистым". Российские монстры сотовой связи, фактически превратившиеся в компании, продающие товары массового спроса (FMCG), принялись рекрутировать менеджеров из соответствующего сектора. Яркий пример: карьера одного из участников джентльменского соглашения - президента "Вымпелкома" Александра Изосимова. Он пришел руководить сотовой компанией из корпорации Mars, сменив торговлю одним массовым товаром - шоколадками - на другой - "трубками". Кстати, об отказе переманивать менеджеров из компаний FMCG джентльмены умалчивают.
Применим ли подобный подход в компаниях, работающих в других секторах, где конкуренция еще не достигла апогея? Если честно, то вряд ли. Переманивание ценных сотрудников - один из честных способов достижения конкурентного преимущества (если, конечно, единственной целью переманивания не является получение внутренней информации о конкуренте). В определенной степени запрет на переманивание даже ущемляет права сотрудников, вы не находите? Ведь если конкурент может предложить им лучшие условия, то на каком основании действующий работодатель ограничивает их возможности?
Если же вы относитесь к пострадавшим от рекрутеров предпринимателям, а сладкоголосый обольститель стал постоянным героем ваших ночных кошмаров, то у вас тоже есть выход. Даже два. Или вы должны выстроить такую систему мотивации персонала, о которую разобьются любые соблазнительные предложения, или вам надо идти руководить сотовой компанией.


Деловая газета "Бизнес"