11.03.2005
Деловая газета "Бизнес"

Нашествие производителей. Сразу три завода по производству ДСП и ламината будут открыты в России



ПЕТР МИРОНЕНКО, АЛАН ХУРУМОВ

Западные производители древесных плит завоевывают российский рынок. Сегодня в Егорьевском районе Подмосковья открывается завод швейцарской Kronospan. До конца этого года свои мощности собираются ввести в строй австрийская Egger и немецкая Fleiderer.

"Наши плиты будут в некоторых случаях даже дешевле российских",- заявил "Бизнесу" гендиректор российского представительства Kronospan Ардашер Курбаншо. Однако, по его словам, с российскими производителями компания конкурировать не собирается: основными соперниками Kronospan будут другие импортеры, на которых приходится значительная часть производимых в России древесных плит. Производимая в России продукция компании будет где-то на 10-15% дешевле импортной. По словам Курбаншо, уже сейчас в строительство завода под Егорьевском вложено $137 млн, а итоговые инвестиции составят до $500 млн. Сейчас мощность завода составляет 200 тыс. кубометров плиты в год. Проектную мощность производства Курбаншо называть отказался, сославшись на то, что она постоянно корректируется с учетом изменений на рынке.
Kronospan - не единственный западный производитель древесной плиты, у которого есть планы производства в России. Как сообщила "Бизнесу" специалист по связям с общественностью группы Egger Карин Вагнер, через несколько недель будет запущен деревоперерабатывающий завод компании в Шуе. Инвестиции в строительство составили 75 млн евро. Через несколько месяцев на заводе начнется и производство сырого ДСП. Согласно планам Egger, на начальном этапе завод в Шуе будет ежегодно производить около 250 тыс. кубометров ДСП и не менее 75 тыс. кубометров ламината. Карин Вагнер подчеркивает, что вся продукция предприятия рассчитана на внутрироссийского потребителя. Также в конце февраля свой проект строительства деревообрабатывающего комбината в Новгородской области представила немецкая Fleiderer. Строительство комбината начнется уже нынешним летом. Предполагаемая мощность - 300 тыс. кубометров древесной плиты различных видов.
Производители мебели довольны открытием в России западного производства. "Возможно, нарастающая конкуренция со стороны западников заставит российских производителей повысить качество своей продукции",- говорит PR-директор компании "Феликс" (один из крупнейших российских производителей офисной мебели) Елена Яськова. Сейчас все крупные производители используют в основном импортные материалы, завозимые из Польши и Западной Европы. С ней согласен замгендиректора Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Андрей Шнабель: "Сегодня у нас выпускается 3,5 млн кубометров плит в год. Это очень мало,- констатирует эксперт.- Приток западных производителей может снизить напряжение на рынке". По словам Шнабеля, ранее импортная была менее конкурентноспособной из-за высоких пошлин, а теперь российским производителям ДСП придется непросто.
Российские производители древесных плит опасаются конкуренции со стороны западных. "Иностранцы представляют для наших производителей определенную опасность,- считает директор по маркетингу ЗАО "Экспериментальный завод ДСП" Сергей Гунькин.- Если некоторые отечественные предприятия уже готовы конкурировать с иностранцами в области качества продукции, то по масштабам не готов никто". По мнению Сергея Гунькина, главная опасность для отечественных производителей состоит в том, что их западные коллеги имеют доступ к длинным и дешевым кредитам. "Концерны, прожившие в условиях стабильной западно-европейской экономики несколько десятков лет, уже набрали финансовую мощь и не ожидают быстрых денег. Поэтому финансовые рычаги у них значительно длиннее",- говорит он. Гулькин подчеркивает, что группа Kronospan, запускающая уже вторую деревообрабатывающую линию в России, имеет обыкновение выходить на рынок с демпинговыми ценами. "Таким путем они уже съели все заводы на Украине, теперь берутся за Россию",- сетует он. А вот коммерческий директор компании "Тверен" (производитель ламинированного ДСП) Дмитрий Вологжанин конкуренции со стороны западников не боится. "Мы останемся в разных ценовых сегментах",- уверен Вологжанин.

Деловая газета "Бизнес"