14.03.2005
Деловая газета "Бизнес"

Kia прекращает сборку в Калининграде



РОМАН ГУЛЯЕВ

Как стало известно "Бизнесу", калининградский завод "Автотор" со следующего года может прекратить сборку автомобилей Kia. Взамен "Автотору" и другому партнеру Kia - "Иж-Авто" будет предложено стать импортерами уже готовых автомобилей из Кореи. Появление двух новых импортеров марки может не лучшим образом сказаться на ее развитии в России.
Как заявил "Бизнесу" менеджер по маркетингу российского представительства Kia Дмитрий Пахомов, в конце 2005 года завод "Автотор", вероятно, завершит сборку автомобилей Kia: "Эта компания будет работать только в качестве дистрибутора. Сейчас в дополнение к компании "КИА-Сандол" мы наделяем правами импортера еще две компании, являющиеся нашими партнерами в России,- "Автотор" и "Иж-Авто"".
Сборочное предприятие "Автотор" работает с тремя производителями - General Motors, BMW и Kia. По итогам прошлого года "Автотор" произвел 14 616 автомобилей, из них на долю корейской марки пришлось 78%, а на долю BMW - 17% (внедорожники Chevrolet TrailBlazer, Chevrolet Tahoe и Hummer H2 собирались с середины года). Схожая картина наблюдается и в нынешнем году. Так, по сообщению пресс-службы компании, в феврале "Автотор" изготовил 1061 автомобиль, при этом доля Kia составила 73%, на GM пришлось 16%, на BMW - 11%. Прокомментировать "Бизнесу" заявление представителей Kia о сворачивании сборки представители "Автотора" отказались.
По данным источника "Бизнеса", близкого к "Автотору", проблемы с корейскими партнерами у завода начались еще в прошлом году. Тогда была прекращена поставка машинокомплектов легких грузовиков ("Бизнес" писал об этом). В данный момент на "Автоторе" не знают, когда начнется поставка машинокомплектов новых версий популярных моделей Kia - Rio и Sportage, уже представленных в Европе. Судя по заявлению представителя Kia, "Автотор" не будет производить эти машины в принципе.
В то же время "Автотор" станет импортером Kia корейского производства. Сейчас эксклюзивными правами импортера обладает компания "КИА-Сандол", владеющая тремя салонами в Москве и имеющая 18 дилеров (15 из них - в регионах). Права импортера будут также переданы "Иж-Авто", который сотрудничает с Kia, собирая в Ижевске модель Spectra (кстати, снятую в Корее с производства). По словам Дмитрия Пахомова, в течение полугода будут оцениваться итоги работы российских партнеров, после чего компания определится со своим будущим на местном рынке.
В "Автоторе" выразили удовлетворение тем, что компания сможет импортировать машины из Кореи. В группе "СОК", контролирующей "Иж-Авто", подтвердили факт получения прав импортера, но от дальнейших комментариев отказались. Представители "КИА-Сандол" были недоступны для комментариев.
Так или иначе, в этом году, по словам Пахомова, планируется импортировать из Кореи до 30 тыс. автомобилей. При этом большая доля машин будет ввезена именно "Автотором": компания имеет разветвленную сеть из более чем 70 дилеров (в некоторых случаях, впрочем, "Автотор" и "КИА-Сандол" имеют в регионах общих представителей). По данным сайта "Иж-Авто", число дилеров этого предприятия - 86.
Аналитики считают идею Kia по изменению российской структуры импортеров не совсем верной. "Kia относится к дешевым маркам, а чем дешевле брэнд, тем у него менее качественная дилерская сеть. Даже у "Автотора" не самые сильные дилеры, не говоря уж об откровенно слабых для продажи иномарок дилеров "Иж-Авто",- считает директор портала Auto-Dealer.Ru Олег Дацкив.- Корейцы могли бы выбрать одного сильного партнера, как это сделал, скажем, партнер Kia по альянсу Hyundai, передав права единого импортера структуре группы компаний "Рольф". К уровню "Рольфа" вынуждены были подтянуться и другие участники рынка. При конкуренции между импортерами дилеры будут метаться между партнерами, подобные процессы уже начались. Это приведет к различным спекуляциям и манипуляциям, целью которых будет не продвижение брэнда, а возможность побольше урвать и не дать заработать конкуренту". По словам Дацкива, на российском рынке уже была аналогичная ситуация, когда четыре импортера автомобилей Skoda не могли решить, кто из них будет основным и кому осваивать маркетинговый бюджет, выделенный производителем. "Эта ситуация до сих пор сказывается на продажах Skoda, которые снижаются на фоне общего роста рынка",- резюмирует Дацкив.


Деловая газета "Бизнес"