14.03.2005
Деловая газета "Бизнес"

Низкоквалифицированные и иногородние рабочие - основной мотор забастовок



ВИКТОР БРАГИН, НАДЕЖДА РУСИНА, ИГОРЬ ИВАНОВ

В первые две недели марта, несмотря на праздничные каникулы, случилось три достаточно крупных трудовых конфликта. В начале марта забастовали рабочие одной из транспортных компаний, являющихся подрядчиками "Дон-строя". Несколькими днями позже аналогичная акция прошла в дочерней фирме "Автолайна". Наконец, 15 марта профсоюз "Единство" устроит акцию протеста на АвтоВАЗе, требуя немедленно повысить заработную плату.

На АвтоВАЗе существует и "обычный", оставшийся еще с советских времен, профсоюз, объединяющий работников предприятия. Это объединение, выступая партнером администрации по переговорам о коллективном трудовом договоре, добивается для работников предприятия льгот, не предусмотренных Трудовым кодексом.
Тем не менее по крайней мере части рабочих этого мало. Несколько сотен, а возможно, и тысяч - оценки расходятся - сотрудников АвтоВАЗа объединены в альтернативный профсоюз "Единство", занимающий куда более радикальную позицию.
Администрация предприятия относится к "Единству" крайне негативно. Как заявили "Бизнесу" в пресс-центре автозавода, митинг, проводимый "Единством", не повлияет на работу производства. "Все подразделения завода будут работать в штатном режиме, никаких приостановок или остановок конвейера не предполагается",- заявил начальник пресс-центра ОАО "АвтоВАЗ" Владимир Арцыков. ""Единство" - это малочисленная группа, не превышающая 1,5-2 тыс. членов этого профсоюза. Как правило, это люди, чем-либо недовольные или, по их мнению, незаслуженно обиженные администрацией ВАЗа. Если человек не реализовал себя на производстве, то он порой ударяется в публичные баталии, направленные против своих, как ему кажется, о бидчиков. Других оснований, кроме желания постоянно напоминать о себе, заявлять, что "Единство" еще живо, эта акция не имеет. А вопрос повышения заработной платы только формальный повод напомнить о себе",- уверен Арцыков.
Примерно ту же позицию занимает и официальный профсоюз (см. интервью), который вообще редко расходится в оценках ситуации с администрацией.

Добровольные помощники бастующих
Как бы то ни было, были бы предпосылки к началу трудового конфликта, а желающие "напомнить о себе" найдутся.
В конце декабря рабочие, трудившиеся на объектах компании "Дон-строй", провели акцию протеста. Тогда бастующим удалось добиться выплаты задолженности за июль-август 2004 года. В начале марта они забастовали вновь, требуя погашения долгов перед ними. В компании "Дон-строй" "Бизнесу" разъяснили, что прямого отношения к компании бастующие не имеют: это сотрудники ООО "Механизация Сервис", одного из подрядчиков "Дон-строя". По словам пресс-секретаря компании, "Механизации Сервис" оказана финансовая помощь, с тем чтобы проблема с выплатами была решена.
Зарегистрированным 3 марта профсоюзом "Защита" совместно с работодателем был составлен график, по которому вся задолженность должна быть выплачена до конца марта.
Галина Дмитриева, представитель Революционной рабочей партии, рассказала "Бизнесу", что в ночь с 10 на 11 марта была произведена выплата средств за сентябрь 2004 года, за октябрь деньги должны быть уплачены до 15 марта. "Если выплаты будут задержаны хотя бы на день, рабочие уйдут в бессрочную забастовку",- уверяет Дмитриева.
В "Механизации Сервис" от комментариев отказались. "Я готов с вами беседовать и о нарушениях прав, и о задолженностях, но лишь тогда, когда будут произведены все выплаты водителям по зарплате",- заявил "Бизнесу" директор ООО Михаил Лумпов.
Куда более охотно комментируют ситуацию представители профсоюза. Олег Шеин, депутат Госдумы и сопредседатель "Защиты", оценивает общую задолженность компании перед сотрудниками в 1 млрд руб. Как считает его коллега, депутат Анатолий Иванов (см. интервью), на улицы выходят в основном неквалифицированные рабочие. Шеин же полагает, что "самые тяжелые условия труда у строителей - рабочих из восточных стран СНГ. Далее идут жители Украины и Белоруссии, несколько более квалифицированная рабочая сила. Наконец, есть водители - как правило, уроженцы российских городов, к примеру Калуги".

Проблема иногородних
Иногородние рабочие, занятые на разных работах, судя по всему, сами по себе являются фактором риска. Трудовой конфликт в компании "Автороуд" - дочерней фирме "Автолайна", если верить инициаторам забастовки (см. вынос), возник из-за не урегулированных с миграционной службой вопросов.
"Мы не скрываем, что в нашей работе имеются упущения, которые мы выявляем в ходе проверок, нами же и инициируемых",- говорит начальник пресс-службы группы "Автолайн" Елена Павлова. Впрочем, наличие каких-либо упущений с точки зрения безопасности или охраны труда в "Автолайне" отрицают категорически. "В течение дня по нашим правилам водитель должен провести два часа отстоя для отдыха, и еще два часа предусмотрено на обед,- говорит Павлова.- Мы боролись и будем бороться с нарушениями этого режима, и если кому-то из водителей это не нравится, то это их проблема. Учет времени работы мы ведем строгий, и нам странно слышать в свой адрес голословные обвинения".
Что касается иногородних, то в компании даже есть программа их поддержки. "Мы подыскиваем общежития, стараемся снять жилищные проблемы, чтобы водители имели полноценную возможность жить и работать",- говорит пресс-секретарь "Автолайна".
Стоит ли оно того - большой вопрос. Иногородние, занятые на работах, "которые москвичи делать не будут", чувствуют себя людьми второго сорта (а если верить депутату Шеину, то порой и третьего, и четвертого) и внутренне готовы к конфликту. Причем в конфликте они пойдут до конца, не боясь за свое место. Они уверены, что в Москве, большом городе, они без проблем найдут себе новую неквалифицированную работу.

»Москва большая, и найти работу здесь не сложно»
Один из лидеров забастовки в «Автороуд» Виктор Осипов, ранее работавший в этой компании водителем, изложил «Бизнесу» версию рабочих о причинах трудового конфликта на предприятии. Приезжие могут позволить себе бастовать в частности потому, что уверены: без работы в столице они не останутся.

- Суть конфликта заключается в том, что ранее была проведена проверка, выявившая среди работников «Автороуд» множество нарушителей законодательства по линии миграционной службы: среди водителей много выходцев из стран СНГ, других регионов России. Предвидя, что несколько десятков водителей придется в связи с этим уволить, руководством было принято решение о повышении планового задания - с тем, чтобы не потерять в общей выручке.
Нам, водителям, такой подход, пришелся не по нраву. Вот мы и выступили с требованиями оставить плановое задание на прежнем уровне, а на работу принимать водителей без проблем с регистрацией, чтобы не возникало таких ситуаций - с кадрами, а затем с планами.
В «Автолайне» считают нормальным, когда водитель работает почти сутки, чтобы сделать план и еще заработать себе. Утомляемость водителей в итоге такая, что до аварии один шаг. Лишь то, что на работу приходят большей частью опытные водители, этот риск несколько снижает. Но это все до поры, до времени.
Все шло к тому, что регулярное повышение планового задания когда-нибудь приведет к взрыву в коллективе. Так и случилось.
В конце концов нас заставили написать заявления «по собственному», грозя карами миграционных органов и прочих структур - я сам из региона, и проблемы мне такие не нужны, а потому и вынужден был уйти. Я устроился в другую компанию, также осуществляющую пассажирские перевозки, но, естественно, не из группы «Автолайн». Другие уволившиеся также устраиваются на работу водителями: кто в эту же компанию, где я теперь тружусь, кто - в другие. Москва большая, и найти работу водителем здесь не так и сложно. Тем более, что коренные москвичи считают такой труд для себя недостойным из-за низкой оплаты труда, а для провинциала или мигранта эти деньги приемлемы.


»С администрацией у нас нет серьезных разногласий»

25 марта состоится встреча профсоюзного актива АвтоВАЗа, на которой будут обсуждаться положения коллективного договора на 2005 год. Десятью днями раньше состоится митинг за увеличение зарплаты, который организует альтернативный профсоюз «Единство». Последнее событие, еще не состоявшись, уже приносит вред, заявил «Бизнесу» председатель профсоюзного комитета АвтоВАЗа Николай Карагин: по ряду позиций нового коллективного договора переговоры приостановлены, хотя до объявления акции они шли в конструктивном русле.

- Что требует профсоюз АвтоВАЗа в части повышения зарплаты рабочим?
- Мы можем смело говорить, что наш профсоюз делает все для того, чтобы рабочие завода чувствовали себя социально и материально защищенными.
Администрация АвтоВАЗа также заинтересована в том, чтобы ее работники были социально защищены и имели достойную оплату труда. Согласитесь, мало толку от голодного, а значит, и злого работника. Да и требовать от такого соответствующего качества работы тоже проблематично.
Мы работаем над коллективным договором с администрацией так, что у нас нет серьезных разногласий. В этом году мы исходим из того, что необходимо повысить рабочим первого разряда (наиболее квалифицированные и высокооплачиваемые рабочие.- «Бизнес») оплату труда на 15%, второго разряда - на 10%, третьего - на 5%.
Каждый год наш профком работает с администрацией завода над тем, чтобы заработная плата повышалась ежеквартально, а с этого года мы предлагаем ввести еще и ежегодное единовременное повышение зарплаты в начале года на 10%. Кроме того, в коллективном договоре будет прописан целый пакет социальных гарантий работникам предприятия.
- Как вы относитесь к акции, которую планирует провести профсоюз «Единство», также требующий увеличения зарплат?
- Отрицательно. И не потому, что малочисленная организация с претензией на профсоюз рабочих пытается противопоставить себя нашему профсоюзу,- слон моське не товарищ, как говорится.
Мы добиваемся от администрации значительных социальных гарантий для рабочих, это долгая и кропотливая работа, а «Единство» тут же заявляет: это, мол, наша заслуга - помните, мы митинговали и требовали там чего-то, так это нас испугались и зарплату повысили. Просто смешно становится, когда видишь такую игру, работой такие вещи назвать язык не поворачивается. Эта игра «Единством» применяется не в первый раз - ничего они не добились ранее и не добьются сейчас.
Хотя от их акции, еще не проведенной, уже есть эффект, только отрицательный. Мы уже фактически нашли нормальное согласованное решение по коллективному договору, но в связи с тем, что об этой акции они трубят на всех углах, согласования по ряду позиций приостановлены.
Но мы все равно добьемся своего, а рабочие завода у нас грамотные и понимают, кто практически работает, а кто занимается показухой.



»Это борьба идет низкооплачиваемых рабочих»

Депутат Государственной думы Анатолий Иванов, член комитета Госдумы по труду и социальным вопросам, знаком с проблемой трудовых конфликтов изнутри: он сам основал десять лет назад один из профсоюзов. О том, зачем создаются такие структуры и что заставляет рабочих выходить на улицы, Иванов рассказал корреспонденту «Бизнеса» Виктору Брагину.

- Являются ли в России профсоюзы посредником между работодателем и работником?
- Профкомы, оставшиеся на предприятиях еще с советских времен, совершенно точно нельзя назвать профсоюзами рабочих: в них состоят одновременно и рабочие, и мастера, и инженеры. А это разные категории работников предприятия, и задачи у них разные.
Рабочий за свой труд хочет получить достойную оплату, а управленцам дана команда сдерживать рост заработной платы. И не будет член профсоюза, имеющий управленческий статус, «давить» на вышестоящее руководство с целью повысить оплату его подчиненному, рабочему.
Профкомы - это административные профсоюзы, а не профсоюзы рабочих. Только альтернативные структуры, возникшие в последние десять лет, и борются за права рабочих. И добиваться своих требований им удается не только за столом переговоров - опыт и история говорят, что за свои права надо бороться и активными действиями.
Как член профильного комитета Госдумы, знающий тему, могу заявить, что отсутствие настоящих профсоюзов рабочих на других предприятиях страны уже привело к тому, что никто практически не протестует. Нет силы, которая бы отстаивала права рабочих. А сами рабочие, если начинают выступать, подвергаются давлению.
- Каковы механизмы такого давления?
- Такие примеры не единичны, хотя давление на рабочих и носит чаще всего скрытый характер. Им не предоставляется отпуск в удобное время, не присваиваются очередные разряды по разным мотивам, но отнюдь не объективным - в арсенале менеджеров предприятий много возможностей, чтобы приструнить «непослушного» рабочего.
Рабочие, зависимые от администрации, редко идут на конфликт, боясь потерять рабочее место и, соответственно, деньги. Такие методы воздействия на рабочий класс распространены повсеместно в стране, и лишь там, где есть альтернатива «карманным» профсоюзам, случаются акции протеста.
- Что заставляет людей выходить на улицы?
- В моем округе, да и в целом по стране, разрыв в оплате труда между низкооплачиваемой и высокооплачиваемой категорией рабочих доходит до 80%. На Западе этот разрыв в районе 20% - просто там нижний предел зарплаты довольно высокий. Низкооплачиваемых рабочих, как правило, треть от общей численности. За права этой трети на достойную жизнь и идет уличная борьба.

Деловая газета "Бизнес"