16.03.2005

Финские продакшн-студии приходят на петербургский рынок



Представители петербургских рекламных агентств будут продвигать финские продакшн-студии в России. Такая договоренность была достигнута в процессе общения с финскими рекламистами во время визита представителей шести рекламных агентств Петербурга в Финляндию. Визит был организован  финской ассоциацией рекламных агентств MTL и ассоциацией производителей видеопродукции SATU ry и приурочен к проведению в Финляндии ежегодного фестиваля телевизионных рекламных роликов «VIOTTO».

С российской стороны на фестивале в качестве гостей присутствовали представители агентств GRADI, МИР, Illan, Business-Link, SPN-Granat и ACG. Пока речь идет только об информационной поддержке финских рекламистов в Петербурге, но наверняка участие питерских агентств в работе финских студий будет более плотным.

По словам директора креативного агентства GRADI Сергея Леликова, представители ряда финских агентств с радостью согласились на предложение посетить X Открытый фестиваль рекламы «Диалог». «Мне удалось договориться об их приезде сюда с организаторами, в один из фестивальных дней состоится презентация финской компании Generator Post , которая занимается пост-продакшном. Думаю, что приедут и представители продакшн-агентств», - сообщил Сергей Леликов.

В ходе визита в Финляндию российским рекламщикам удалось посетить свыше 10 финских продакшн-студий. «Мы были поражены качеством и стилем их работы. В принципе, первая страна, которая стала делать телевизионную рекламу – Англия. Финляндия была второй – и занимается этим уже полвека. Соответственно, рынок у них сложившийся, процессы отлажены, технологии выверены, в этой сфере работают специалисты высокого уровня», - говорит директор РА «МИР» Александр Елизаров.

 

Леонид Баграмов, "Студия Леонида Баграмова":

Если финские продакшн-студии придут на петербургский рынок, им, я думаю, придется побороться за установление связей с клиентами, ведь на нашем рынке связи уже налажены по причине того, что у нас продакш-групп всего 3-4, а режиссеров, серьезно снимающих и тех, которые смогут конкурировать с финнами – человек 6-8. Но, думаю, у них все получится по причине конкурентоспособных цен, хороших условий и достаточно высокого качества.

Конечно, в данном случае мы становимся конкурентами, но этого я не боюсь: я пытаюсь делать ролики другого плана, работаю с постоянными клиентами, у меня есть своя наработанная база.

 

По мнению представителей питерских компаний, финские продакшн-студии будут постепенно выходить на петербургский рекламный рынок. В последнее время эти студии испытывают сложности с дальнейшим развитием - в прошлом году прироста рынка практически не было. Дело в том, что финские рекламодатели все больше выходят со своими конкурентоспособными продуктами на европейский рынок, при этом попадая в европейское сетевое агентство. Со сменой агентства меняется и продакшн, поскольку европейские сетевики работают с иным кругом продакшн-студий.

«Если финские продакшн-студии придут в российский рекламный бизнес, это будет существенным усилением нашего рынка, ведь сегодня в Питере, по большому счету, негде снимать  ролики. Цены на производство ролика в Финляндии сравнимы с московскими, но качество продукта, безусловно,  выше. К тому же там есть большой выбор среди продакшн-студий, в отличие от нас», - считает Александр Елизаров.

По мнению режиссера ВхВ-production Дмитрия Хонина, если финские студии начнут работать на питерском рынке, «будет только хорошо». «Это заставит тех, кто работает здесь, соответствовать определенному уровню – хотя бы техническому», - подчеркивает он. В свою очередь Сергей Леликов высказывает уверенность в том, что финским продакшн-компаниям удастся освоение петербургского рынка: «Они ориентированы именно на это и понимают, что на стадии его завоевания должны вести гибкую ценовую политику».

В год финские продакшн-студии производят порядка 4 тыс. рекламных роликов, в том числе для зарубежных заказчиков. По неофициальным данным, в Петербурге в год производят порядка 300-400 рекламных роликов (если не брать в расчет ролики анонсового характера).

 

Дмитрий Хонин, "ВхВ-production":

Проблема петербургского рынка – это проблема реализации замыслов в рамках очень небольших бюджетов, сейчас многие петербургские клиенты работают с Москвой и снимают рекламу там, потому что здесь сложно найти адекватное качество. Что касается перспектив – ценообразование в той же Финляндии строится по несколько иным принципам, оно на несколько порядков выше. На петербургском же рынке  такой ценовой порядок в отношении работ, что это вряд ли будет интересным для финских продакшн-студий. В этой ситуации говорить о том, что приходят некие дорогие и качественные продакшны, не приходится – на этом поле нет травы, которую они привыкли есть. Скорее, будет их конкуренция с Москвой и попытка перетащить на свою сторону московских заказчиков.

Я считаю, что  у Финляндии больше перспектив в отношении выхода на наш рынок с услугами пост-продакшна – в настоящее время в России лишь две компании такого плана, которые могут обеспечить адекватное качество, обе - в Москве. В Финляндии такие услуги оказываются примерно по той же стоимости, что в Москве – но там более удобные условия работы: в Москве  довольно сложно заказать перегон на удобное тебе время, в Финляндии же наоборот, плюс обстановка, уровень обслуживания и более высокий уровень колористов, чем в Москве. Но предлагая комплекс услуг – не только перегон, но и монтаж и т.д., финны имеют другой порядок цен. Думаю, что, не решив этой проблемы, им будет довольно сложно конкурировать с питерскими и московскими пост-продакшн-студиями.

 

Участники петербургской делегации привезли с собой некоторое количество DVD с демонстрационными работами компаний. По этим роликам можно судить не только о качестве работы самих продакшн-студий, но и о работе рекламных агентств, которые готовят все это. Финские продакшн-студии  работают через рекламные агентства, не контактируя с заказчиком напрямую. Пожалуй, это - одна из отличительных черт в смысле организации работы от аналогичного рынка в России. Другое отличие – вопрос о штатных работниках продакшн-студий.

По словам Александра Елизарова, в крупных финских студиях штатными могут быть всего 5 человек, но среди них обязателен режиссер – именно благодаря ему студия имеет свое лицо. В российских продакшн-студиях режиссеров обычно нанимают, к тому же наши режиссеры – «на все руки мастера»: они не только снимают ролики, но и выступают в роли креаторов. Финские режиссеры в смысле креатива в основном полагаются на специалистов рекламного агентства – партнера по проекту.  

Александра Крамская

adlife.spb.ru