16.03.2005
Газпром

В Германии не поделили "Газпром". Wintershall готова занять место E.ON в Сибири



Конкуренция среди немецких компаний за участие в проекте Северо-Европейского газопровода (СЕГ) нарастает. Вчера глава немецкой Wintershall (входит в группу BASF) Райнир Свитсерлоот заявил, что компания готова участвовать во всех стадиях проекта, в том числе в добыче газа на Южно-Русском месторождении, где ранее, как предполагалось, главным партнером "Газпрома" будет энергохолдинг E.ON. Руководство E.ON вчера в Москве вело консультации с председателем правления "Газпрома" Алексеем Миллером. Кто станет главным немецким партнером "Газпрома" в России, по данным Ъ, в газовом холдинге пока не решили.

Напомним, проект СЕГ предполагает строительство газопровода от Южно-Русского месторождения (Ямало-Ненецкий АО), разрабатываемого совместно с западными партнерами, через Балтийское море в Германию с возможным продолжением в Великобританию. В июле 2004 года "Газпром" и немецкая E.ON подписали меморандум, в котором помимо прочего фиксировались преференции в отношении E.ON в проекте СЕГ. В частности, E.ON Ruhrgas, газовому подразделению E.ON, были обещаны эксклюзивные права в разработке базового месторождения СЕГ – Южно-Русского. Впрочем, уже тогда представители E.ON подчеркивали рамочный характер документа и необходимость переговоров по ряду вопросов сотрудничества.

Как выяснилось, спорных моментов во взаимоотношениях E.ON и "Газпрома" оказалось немало: по данным Ъ, разногласия вызвали некоторые вопросы, касающиеся СЕГ, стратегии выхода E.ON на российский электроэнергетический рынок и особенно – позиций E.ON в отношении поставок газа на Украину. Как уже писал Ъ 11 марта, на прошлой неделе глава E.ON Вульф Бернотат заявил об определенной нестабильности на газовом рынке Европы, связанной в том числе с ситуацией вокруг туркмено-российских газовых отношений. Кроме того, E.ON с украинской НАК "Нафтогаз Украины" и польской PNG & G начали обсуждать создание СП для торговли газом нероссийского происхождения, что противоречит интересам "Газпрома".

По данным Ъ, российский газовый холдинг еще в начале года начал переговоры с потенциальными конкурентами E.ON, немецкими концернами RWE и Wintershall, о возможном участии их в различных проектах "Газпрома" – в том числе тех, которые интересуют E.ON. Так, сейчас "Газпром" ведет активные переговоры с RWE о ряде проектов в электроэнергетике.

Вчера же на годовой пресс-конференции в Касселе глава Wintershall фактически заявил о возможном вытеснении E.ON из ключевого интересующего компанию проекта – СЕГ. Райнир Свитсерлоот, впрочем, без прямой ссылки на переговоры с "Газпромом" заявил о готовности Wintershall быть партнером российского газового холдинга в проекте СЕГ "на всех этапах ценообразования, начиная от добычи и кончая сбытом газа". В частности, по его словам, Wintershall готова участвовать в разработке Южно-Русского месторождения, а также полагает, что в Западной Сибири "есть и другие месторождения", которые могут стать базой для поставок газа в ЕС по СЕГ. "Мы приветствуем участие в этом проекте других компаний, однако 'Газпром' должен принять решение, какую долю в этом проекте отдать каждой из них",– заключил господин Свитсерлоот.

Напомним, за несколько дней до этого E.ON уже объявил о намерении инвестировать совместно с "Газпромом" $1 млрд в разработку Южно-Русского месторождения, при этом предполагалось, что конкурентов в проекте у E.ON не будет. Вчера в E.ON Ruhrgas заявление главы Wintershall не комментировали, однако несколькими днями ранее господин Бернотат заявил Ъ, что E.ON не заинтересован в других партнерах в проекте по Южно-Русскому месторождению, кроме "Газпрома".

Райнир Свитсерлоот также объявил о некоторых других проектах "Газпрома" и дочерней структуры BASF в России, весьма перспективных для российского газового холдинга. Это возможное получение "Газпромом" прямой доли в HydroWingas (совместное предприятие норвежской компании Norsk Hydro и WINGAS – СП "Газпрома" и Wintershall), активно развивающей сбыт газа в Великобритании. Кроме того, Wintershall сообщил об успешном ходе совместной с "Газпромом" разработки ачимовских залежей газа Уренгойского месторождения, договоренности об экспорте 25% добытого газа в Европу, а также о начале совместной разведки шельфовых газовых месторождений Дагестана. В целом же совместный бизнес "Газпрома" с Wintershall растет едва ли не быстрее, чем с E.ON: так, вне Германии объемы сбыта Wintershall совместно с "Газпромом" за год выросли на 42% – за счет новых контрактов во Франции и Австрии.

Несмотря на то что в E.ON пока отрицают разногласия с "Газпромом", руководство немецкого концерна явно обеспокоено таким развитием событий. Вчера господин Бернотат и председатель правления Е.ON Ruhrgas Буркхард Бергманн провели консультации с председателем правления "Газпрома" Алексеем Миллером. По итогам встречи, комментируя "Интерфаксу" перспективы сотрудничества E.ON и "Газпрома" в Европе, господин Бернотат припомнил русскую пословицу "Старый друг лучше новых двух", а также заявил, что "альтернативы долгосрочным, сложившимся отношениям с Россией не существует". Впрочем, господин Миллер по итогам встречи заявил лишь, что "'Газпром' доволен ходом переговоров". А сами переговоры пока продолжаются – и не только с E.ON.

ДМИТРИЙ Ъ-БУТРИН




"Пока речь идет только о партнерстве с 'Газпромом'"

О планах сотрудничества с ОАО "Газпром" председатель правления E.ON ВУЛЬФ БЕРНОТАТ рассказал корреспонденту Ъ ИРИНЕ Ъ-РЫБАЛЬЧЕНКО.

E.ON – стратегический партнер "Газпрома" в проекте строительства Северо-Европейского газопровода и по ряду других проектов. Может ли "Газпром", в свою очередь, рассчитывать на какие-либо преференции со стороны E.ON?

– Мы пытаемся укреплять свои позиции на российском рынке. Взамен мы даем "Газпрому" возможность выхода на конечных потребителей в Европе. E.ON получит доступ к российским газовым месторождениям, и это имеет определенный экономический эффект. И мы хотим, чтобы он был равен тому, что "Газпром" сможет получить на европейском рынке.

– Учитывая, что либерализация рынка газа в Европе предусматривает прямой выход производителя газа на конечного потребителя, означает ли это, что "Газпром" самостоятельно сможет продавать часть своего газа на европейском рынке, оплачивая лишь услуги за пользование распределительными газовыми сетями?

– Пока речь идет только о партнерстве.
– Есть ли у E.ON конкретные планы на этот или следующий год по объему инвестиций в Россию?

– Пока речь не идет о конкретных инвестиционных проектах – мы можем говорить лишь об обоюдном позиционировании интересов на рынках обеих стран. И если говорить о наших интересах, мы бы не хотели видеть в числе разработчиков Южно-Русского месторождения других партнеров.

– Проект строительства Северо-Европейского газопровода обсуждается уже более пяти лет. Когда, по-вашему, Германия будет готова дать свой окончательный ответ?

– Это политическое решение, и зависит оно прежде всего от воли правительств России и Германии. Я же могу сказать лишь о том, что до конца года E.ON и "Газпром" должны окончательно решить по условиям разработки Южно-Русского месторождения. И срок, обозначенный мной как "конец года",– это самый пессимистичный прогноз.





КоммерсантЪ