21.03.2005

Viacom не хочет быть третьим



Viacom Корпорация Viacom заявила о намерении разделиться на два акционерных общества. Аналитики гадают, с чего бы это, ведь пять лет назад Viacom, купив за $40 млрд компанию CBS, стала третьей по величине медиакорпорацией в мире.

Этот шаг говорит о том, что философия консолидации СМИ ХХ столетия не может больше применяться в новом веке.

Президент корпорации Самнер Редстоун сказал, что он и правление Viacom сочли необходимым выделить в одну компанию CBS Television, ее телевизионные станции, отделение наружной рекламы и радио, а в другую – MTV, Nickelodeon, Showtime и прочие кабельные сети. Также в нее должны войти Paramount Pictures, Paramount Television и Simon & Schuster.

Редстоун выразил недовольство тем, что проблемы радиосектора отрицательно сказываются на капитализации Viacom и препятствуют развитию компании. Создание двух акционерных обществ с выделением кабельных сетей в одну компанию позволит увеличить ее стоимость и расширяться дальше в выбранном направлении.

«Мир изменился, и если вы собираетесь управлять успешной компанией, вы должны приспособиться к новым условиям», – сказал Редстоун, 81-летний держатель контрольного пакета акций Viacom.

Разделение Viacom также решает вопрос того, кто будет преемником Редстоуна. Ранее за трон медиагиганта шла негласная борьба между содиректорами Лесли Мунвесом и Томом Фрестоном. После разделения Редстоун продолжит управлять обеими компаниями, но при этом и Мунвес и Фрестон станут исполнительными директорами двух новых компаний.

Заявленное разделение подчеркивает проблему развлекательной индустрии, поскольку становится все очевиднее, что укрупнения во многих случаях приносят скорее вред, чем выгоду.

Печальным примером неудачного укрупнения стала компания Time Warner, которая всеми силами пытается выйти из кризиса после злополучной покупки America Online за $99 млрд в 2001 году. Французская компания Vivendi Universal избавилась от всех своих развлекательных подразделений, кроме музыки, продав их NBC, после того как взятый в 2000 году кредит на их приобретение едва не разорил компанию.

«Некоторые из этих сделок были настолько масштабными, что компаниям приходилось после сокращать активы, которые были им не нужны», – сказал Лео Хиндрай, экс-президент AT&T, возглавляющий сейчас инвестиционную компанию InterMedia Partners.

«Когда компании имеют такой крупный масштаб, фактически невозможно руководить всеми направлениями», – сказал Франк Баонди, бывший руководитель Viacom и Universal Studios Inc, управляющий сейчас частной инвестиционной компанией.

Покупая CBS, менеджмент ожидал, что, объединив свои кабельные сети и вещательные каналы CBS, сможет повысить востребованность у рекламодателей. Однако многие из них стали требовать скидку, суммы заказов получались астрономические, и Viacom пришлось вернуться к традиционной практике продажи рекламного времени по отдельным направлениям.

Планы Viacom не означают, что приобретать новые СМИ больше никто не будет. Некоторые эксперты полагают, что текущее реструктурирование отрасли просто кладет основу для новой волны объединений, особенно в сфере электронных СМИ.

«Мы вступаем в стадию реструктуризации», – сказал Майкл Уолф, глава аналитического отдела по СМИ в консалтинговой фирме McKinsey Co. – Медиакорпорации готовятся активнее осваивать цифровой рынок».

В среду Редстоун сказал, что разделение определенно будет, но потребуются месяцы на подготовку и реализацию проекта. Возможно, оно будет закончено к концу года.

Что касается ускорения его отставки c поста генерального директора, которую он планировал на 2007 год, то медиамагнат сказал, что намерен оставаться «очень активным председателем». «Я намереваюсь отойти от дел спустя три года после того, как умру». //Алексей Григорьев

Газета.RU