21.03.2005

В России ощущается нехватка питьевых йогуртов



Петмол На рынок премиальных молочных продуктов выходит новый участник – «Петмол» – со своим детищем, серией продуктов «Лиассон». Под этой маркой будут продаваться питьевые йогурты и творожные десерты. Из-за ненасыщенности этого сегмента у компании есть все шансы занять одно из ведущих мест на молочном рынке.

Выход на рынок более дорогих продуктов в питерской компании «Петмол» объясняют успешным стартом торговой марки «Актуаль», выведенной на рынок год назад. Закрепиться же на нем «Петмол» подвигла положительная динамика в этом сегменте: за последний год объемы продаж йогуртов класса премиум выросли более чем на 10%, и емкость этого рынка эксперты оценивают в 600 т в месяц. Лидерами продаж выступают компании Danone (20%) и «Вимм-Билль-Данн» (27%).

До сих пор «Петмол» активно действовал лишь в сегменте йогуртов средней ценовой категории. Заняв там достойное место, компания решила не останавливаться на достигнутом и попробовать освоить сегмент премиальных молочных продуктов.

Удачным началом был прошлогодний запуск молочных напитков с фруктовыми соками и витаминами «Актуаль». Высокий уровень потребления воодушевил руководство компании, и было принято решение запустить новый проект.

Генеральный директор «Петмола» Валентин Поляков заявил: «В планах компании создание серии продуктов под маркой "Лиассон", включающей йогурты с соком и творожные десерты». В компании надеются, что в течение года новая марка сможет занять до 25–30% рынка питьевых йогуртов класса премиум.

Эксперты рынка говорят, что пока рано прочить безоблачное будущее компании. Подвести первые итоги можно будет лишь месяца через три, когда станет ясна реакция на появление нового продукта крупных торговых сетей.

Ведь именно от количества новых йогуртов на полках сетевых магазинов, на которые приходится 35–40% продаж всех молочных продуктов, и зависит успех производителя.

В компаниях-конкурентах «Вимм-Билль-Данн» и Danone комментировать выход на рынок нового продукта отказались.

А в Молочном союзе «Газете. Ru» рассказали, что рынок премиальных молочных продуктов еще очень и очень молод, и он не только не насыщен, он категорически недонасыщен, «еле-еле доходит до 1% всего молочного рынка».

«Ведь даже традиционные йогурты у нас появились практически несколько лет назад, а уж что говорить про питьевые йогурты и творожки! До недавнего времени такие продукты поставлялись к нам исключительно из-за границы, и сейчас компаний, которые производят такие молочные продукты, можно по пальцам пересчитать. Рынок премиальных молочных продуктов в настоящее время стремительно развивается», – рассказали в союзе.

Что же до масштабного выхода на московский рынок, то Елена Сверстникова, пиар-менеджер компании «Петмол», рассказала «Газете.Ru»: «Вообще-то когда мы разрабатывали премиальные молочные продукты, то мы прежде всего ориентировались на петербургский рынок и регионы. Нашей основной задачей было завоевать премиальный сегмент именно петербургского молочного рынка. Но компания развивается, расширяет свое производство, совершенствует линейку продукции, так что теперь выход на московский рынок для нас актуален, и в данный момент мы над этим работаем».

Рынок йогуртов

Густые или традиционные йогурты, по данным Комкон, сегодня регулярно потребляют 34% россиян. Более молодому продукту – питьевым йогуртам, симпатизирует пока лишь 21%.

По своей популярности питьевые йогурты имеют все шансы в скором времени сравняться с густыми. Об этом свидетельствуют как опросы населения (по информации КОМКОН, частота и объем потребления питьевых йогуртов за последние два года выросли на 20%), так и розничный аудит.

По данным ACNielsen, с июня 2003 года по май 2004 года физические объемы продаж густых йогуртов в 24 крупнейших городах России снизились по сравнению с аналогичным периодом 2003 года на 11,8%. В это же время объемы продаж питьевых йогуртов возросли на 13,4%.

Показательно, что рынок питьевых йогуртов, по данным ACNielsen, растет в первую очередь за счет продаж обогащенных (то есть с добавлением бифидобактерий, микроорганических элементов, витаминов, минералов, а также мюсли и злаков) напитков. В этой подкатегории прирост в натуральном выражении составил 47%. То есть потребитель весьма привередлив и разборчив, к тому же явно заботится о своем здоровье.

Основной мотив потребления йогуртов – «функциональный»: возможность перекусить, хорошее дополнение к еде. По данным Комкон, более 80% людей вне зависимости от пола и возраста едят йогурты дома и, как правило, утром – до, во время или после завтрака. Причем достаточно стабильно в течение всего года – этот продукт не подвержен сезонным колебаниям.

Прослеживается в потреблении йогуртов также и эмоциональный мотив: о них вспоминают, когда хочется чего-нибудь вкусненького, хочется доставить себе и своим близким удовольствие и т. п.

Все производители настаивают на том, что йогурты – продукт не только вкусный, но и полезный для здоровья. К примеру, в компании «Вимм-Билль-Данн» характеризуют свои йогурты «Чудо» как «очень вкусные и необычайно полезные кисломолочные лакомства», а в Danone свою одноименную марку называют «настоящим праздником вкуса для всей семьи», который также «дарит здоровье». Таким образом, потребитель рассматривает йогурты как вкусный и одновременно полезный утолитель голода.

В ходе качественных исследований Комкон потребители йогуртов непременно вспоминают про разнообразие вкусов внутри одной марки. Это также одно из ключевых требований к йогуртам. Широкий ассортимент привлекает как детей, так и взрослых. Предложение производителей отвечает спросу: у известных брендов сегодня число различных вкусовых компонентов приближается к десятку.

Розничные продажи питьевых йогуртов увеличились по сравнению с 2003 годом на 15,2% по объему и 44,6% по стоимости. Продажи традиционных (густых) йогуртов по данным за те же периоды, напротив, снизились на 10,4% в натуральном и на 3,5% в стоимостном выражении.

Российские производители лидируют в по объемам продаж питьевых йогуртов, однако, международные компании смогли укрепить свои позиции в этом сегменте молочного рынка – их доля за период декабрь2003-май2004 по сравнению с аналогичным в прошлом году увеличились на 6,3 % в натуральном и 6,7 % в денежном выражении, составив, соответственно, 20,3% и 36,4%.

Положительную динамику роста демонстрируют обогащенные питьевые йогурты и с био–добавками. Продажи первых увеличились за рассматриваемый период на 46,2%, и вторых – на 50,4% по физическим объемам. //Анна Дорофеева

Газета.RU