21.03.2005

Alitalia топят свои и чужие



Alitalia В итальянской авиакомпании Alitalia снова кризис. Перевозчик разместил в прессе объявление, что последние забастовки бортпроводников могут привести его к банкротству.

В среду бортпроводники Alitalia из профсоюза SULT провели третью с начала февраля забастовку. Первая состоялась 10 февраля – тогда экипажи и наземный персонала прекратили на четыре часа работу, и Alitalia пришлось отменить 141 рейс. Вторая забастовка, которую сразу же окрестили «бутербродной» (из-за отказа персонала разносить в полете закуски и напитки), привела 21 февраля к отмене 90 рейсов из Рима и Милана: 28 внутренних, 50 европейских и 12 межконтинентальных.

Обслуживающий персонал авиакомпании протестует против планов реструктуризации Alitalia, которые включают в себя сокращение 3,7 тыс. рабочих мест из 22 тыс. работников и разделение бизнеса на две составляющие – перевозки и их обслуживание. В прошлом году эти планы одобрили практически все профсоюзы, представляющие интересы сотрудников Alitalia: по подсчетам перевозчика, перечисленные антикризисные меры позволили бы сэкономить на зарплате €315 млн. А уже к 2006 году менеджмент Alitalia намерен свести баланс компании без убытков. Предполагается, что в 2007–2008 годах Alitalia начнет работать прибыльно и сможет пополнить парк средне- и дальнемагистральными самолетами.

Очередная забастовка в среду настолько взбесила менеджмент авиакомпании, что он разместил в четверг в четырех главных итальянских газетах рекламное объявление размером в полстраницы с разъяснениями сложившейся ситуации для пассажиров, возмущенных отменой 118 рейсов.

В своем сообщении Alitalia поясняет, что оказалась в чрезвычайно щекотливой ситуации: «Профсоюз SULT, представляющий несколько сотен стюардесс, продолжает вредить авиакомпании, из-за чего есть угроза возвращения к прошлогоднему кризисному состоянию». Alitalia, закончившая 2004 год с убытками в размере $1,1 млрд, не сообщила, во сколько ей обошлась последняя забастовка SULT; эксперты же оценивают ее в миллионы евро.

Профсоюз SULT выразил готовность покрыть эти убытки, утверждая, что Alitalia недооценивает последствия забастовок. А появление объявления в прессе строптивый профсоюз воспринял как свою победу. «Это подтверждение того, что забастовка эффективна, – заявил лидер SULT Фабрицио Томазели. – Мы надеемся, что с той же самой энергией, показанной компанией (в газетных объявлениях), Alitalia примется за переговоры». По этому поводу Alitalia иронизирует: было бы нелепо обанкротиться из-за маленького профсоюза, а не из-за неприятностей, беспокоящих весь сектор: выросших цен на авиакеросин и долгов.

«Парадоксально быть побежденным только потому, что несколько человек неблагоразумны», – заявила компания.

При этом Alitalia, как следует из ее заявления в прессе, вполне осознает, к чему может привести скандал с профсоюзами: потере клиентов и инвесторов. Для реализации антикризисного плана и погашения задолженности компания хочет увеличить уставный капитал до €1,2 млрд под гарантии своего основного акционера – правительства Италии. Но не только профсоюзы могут помешать этому плану. Возможной господдержкой итальянского перевозчика уже возмутились ведущие европейские авиакомпании – British Airways, Lufthansa, Iberia, Austrian Airlines, SAS Scandinavian Airlines, Finnair, TAP Air Portugal и Hapag-Lloyd Flug (входит в состав немецкой туристической компании Tui).

Они попросили Еврокомиссию помешать реформированию Alitalia, поскольку оно нарушает правила помощи компаниям государствами ЕС, а также препятствует консолидации европейской авиации.

По мнению авиакомпаний, Еврокомиссия не должна оказывать помощь авиакомпании, которая занимает существенную часть рынка. Alitalia «настойчиво расширяла свое присутствие на рынке», и это тем более удивительно для компании, которая просила помощи. За последние несколько месяцев Alitalia «совершила ряд очень агрессивных деловых маневров», например, установила чрезвычайно низкие тарифы, которые на 50% ниже минимальных цен других авиакомпаний.

В январе Еврокомиссия приступила к оценке обоснованности получения итальянской авиакомпанией помощи от правительства в виде гарантий на кредит в размере €275 млн. После этого (как ожидается, в мае) будет решено, вправе ли Сильвио Берлускони помочь Alitalia выйти из кризиса.

Очевидно, что у профсоюза SULT и европейских перевозчиков одни и те же цели – помешать осуществлению антикризисной программы Alitalia, что наводит на мысль о скоординированности их действий.// Ирина Мокроусова

Газета.RU