21.03.2005

Japan Tobacco получила новые налоговые претензии. Крупнейшей табачной фабрике России насчитали $15 млн



Как стало известно Ъ, Федеральная налоговая служба (ФНС) предъявила налоговые претензии к крупнейшей табачной фабрике России – петербургской "Петро". ФНС требует у дочерней компании Japan Tobacco International (JTI) около $15 млн за 2001 год. Осенью прошлого года налоговики уже потребовали от другой дочерней структуры JTI доплатить более $70 млн налогов и штрафов. Представители японской компании собираются оспорить действия ФНС в суде. Участники рынка внимательно следят за спором, признавая, что аналогичные претензии ФНС может адресовать и другим операторам табачного рынка.

    Japan Tobacco International (JTI) принадлежат фабрики "Петро" (Санкт-Петербург) и "JTI-Елец". Основные марки: Camel, Winston, Salem, "Петр I". По данным исследовательской компании "Бизнес-Аналитика", в ноябре прошлого года компания вышла на второе место на российском рынке в денежном выражении (доля рынка – 18,4%), оттеснив на третье место British American Tobacco (BAT, 18,2%). В объемном выражении по результатам ноября 2004 года компания занимает четвертое место, контролируя 16,2% рынка и уступая Philip Morris (26,3%), Gallaher (17,1%) и BAT (16,7%). Объем продаж компании в розничных ценах 2004 года составил около $1,2 млрд. Все продажи JTI в России проходят через ЗАО "Дж.Т.И. по маркетингу и продажам".

Налоговые претензии предъявлены ООО "Петро" по результатам проверки, проводившейся представителями управления ФНС по Санкт-Петербургу в ноябре-декабре 2004 года. Подробное описание претензий на фабрике получили еще в начале года. По мнению налоговиков, руководство фабрики в 2001 году допустило множество нарушений: завышало себестоимость продукции, занижало налогооблагаемую прибыль и неправильно считало НДС. Основная претензия связана с неправомочным, по мнению ФНС, отнесением на себестоимость расходов в виде процентов по кредитам и займам в сумме 337 млн рублей.

В офисе JTI с выводами проверки не согласились и направили подробные возражения по каждому пункту. В тексте возражений, в частности, сказано, что в 2001 году 95% акций ОАО "Петро" (впоследствии преобразовано в ООО) принадлежало немецкому подразделению JTI, которое и выступило кредитором. А согласно межправительственному соглашению между Россией и ФРГ об избежании двойного налогообложения от 1996 года, в этом случае сумма процентов вычитается при исчислении налогооблагаемой прибыли.

ФНС аргументы компании не устроили. Как следует из требования, которое на фабрике получили в начале марта, "Петро" должна доплатить 282,591 млн рублей недоимок и 136,005 млн рублей штрафов, то есть всего чуть менее $15 млн. В компании намерены оспорить претензию в суде, заявляя, что налоговые органы не поняли систему бухгалтерской отчетности компании.

Участники табачного рынка приняли сторону JTI. Как отметил глава ассоциации "Грандтабак" Сергей Шелехов, "это явное недопонимание бухгалтерии компании". "Так можно насчитывать недоимку до бесконечности. Нынешняя ситуация, конечно, не случай ЮКОСа, так как нет никакой политической составляющей, но все это очень дурно пахнет",– заявил господин Шелехов.

Это уже вторая масштабная претензия, предъявляемая налоговиками к структурам JTI за последнее время. Напомним, что по итогам проверки деятельности ЗАО "Дж.Т.И. по маркетингу и продажам" в 2000 году от ЗАО потребовали доплатить $79 млн. Компания оспорила это решение, Московский арбитражный суд поддержал требования налоговых органов, хотя и снизил сумму самих претензий почти на $10 млн. 31 марта состоится рассмотрение кассационной жалобы ЗАО в Федеральном арбитражном суде Московского округа. Большинство экспертов уверены, что от его исхода будет зависеть судьба не только JTI, но и других транснациональных компаний. По словам специалиста по налогообложению одного из прямых конкурентов JTI на российском рынке, "у всех транснациональных компаний системы расчетов между фабриками, сбытовой структурой и материнской компаний очень похожи, так что аналогичного требования можем ждать и мы".

Эти опасения разделяет господин Шелехов ("Грандтабак"): "Схемы, используемые JTI, используют все транснациональные компании. И что теперь – всем им выставят претензии?"

ДМИТРИЙ Ъ-ДОБРОВ




"Спрашивается, где логика?"

Свой взгляд на ситуацию с налоговыми претензиями к структурам JTI корреспонденту Ъ ДМИТРИЮ Ъ-ДОБРОВУ изложил генеральный директор ЗАО "Дж.Т.И. по маркетингу и продажам" РИК КОФИЛД.

– Как вы относитесь к требованиям управления ФНС по Санкт-Петербургу, предъявляемым к ООО "Петро"?

– Эти требования наряду с ранее предъявленными ЗАО "Дж.Т.И. по маркетингу и продажам" не могут не вызывать чувства неуверенности и неопределенности у менеджмента компании, у наших сотрудников. В такой ситуации совсем не просто управлять бизнесом, да и в определенной мере ставится под сомнение сама возможность дальнейшего развития нашей компании, осуществления дополнительных инвестиций. В ситуации много неясного. Например, разве не вызывает вопросов то, что наша фабрика "Петро" практически одновременно с требованием доплатить $15 млн включена управлением ФНС по Санкт-Петербургу в список предприятий для получения диплома "Лучший налогоплательщик"? Спрашивается, где логика?

– Могут ли последовать аналогичные требования по итогам проверок за последующие годы?

– Сложно что-либо утверждать с уверенностью. Изначальные требования налоговых органов к ЗАО за 2000 год составляли около $80 млн недоимок, пеней и штрафов. После рассмотрения дела в апелляционной инстанции решением суда сумма уменьшена фактически на $10 млн. Можно только пытаться угадать, что нам ожидать от результатов повторных проверок деятельности компании в 2002 году. $100 млн? Или вообще ничего?

– Japan Tobacco является одной из крупнейших компаний Японии. Не пытались ли вы использовать возможность урегулирования ситуации через МИД или торгово-промышленную палату?

– Основной акционер нашей материнской компании Japan Tobacco Inc. – министерство финансов Японии. Как вы понимаете, сложившаяся ситуация вызывает озабоченность у соответствующих правительственных структур, они внимательно следят за ее развитием.




Реклама "Пётр I"


КоммерсантЪ