21.03.2005

ФАС исправит цены на АЗС



Правительство поручило Федеральной антимонопольной службе усилить борьбу с необоснованным ростом цен на топливо. Правда, методов борьбы в запасе у ФАС практически нет. Тем временем цены на бензин повышаются практически каждую неделю.

Активный рост цен на бензин на российских АЗС начался весной прошлого года. За двенадцать месяцев топливо подорожало более чем на 30%. Виной тому стали мировые цены на нефть, которые били один рекорд за другим. Цена российского Urals в Европе выросла с 28 до 40 долларов. Нефтяники наращивали экспорт, пренебрегая внутренним рынком. В России образовался топливный дефицит, который и привел к росту цен.

На борьбу с ростом стоимости бензина была брошена Федеральная антимонопольная служба. Она должна была проверять основания повышения цен оптовыми поставщиками. Правда, особого успеха ведомство не добилось. Свой провал ФАС оправдывает тем, что пока нет эффективных способов решения задачи. Например, повышение пошлин на экспорт почти в два раза, до 100 долларов за тонну, пользы не принесло. При высокой конъюнктуре мирового рынка такие ставки не отпугнули нефтяников, увеличивающих продажу топлива за рубеж.

В минувшую пятницу правительство поручило ФАС усилить борьбу с ценами на АЗС. Но выполнить это поручение, похоже, будет невозможно.

Единственное, что может сделать ФАС, - это преследовать нефтяные компании в регионах. В России крупный холдинг доминирует в одной из областей или краев. 'Славнефть' и 'Сургутнефтегаз' поделили Северо-Западный округ, ЮКОС контролирует Поволжье, ТНК-ВР и ЛУКОЙЛ занимают большую часть юга России. 'Роснефть' освоила Дальний Восток, а Урал получает топливо от 'Сибнефти'.

Нефтяники зачастую назначают цену топлива, не руководствуясь рыночными факторами. Уличить компании в этом практически невозможно. В случае, когда дело доходило до судов, максимум, что ждало нефтяников, это штраф в 15 тыс. долларов, который нельзя сравнивать с их миллиардными доходами от экспорта.

Свой механизм снижения цен на бензин предложил глава МЭРТ Герман Греф: в критичные времена, посевную и уборочную, нужно проводить 'бензиновые интервенции' за счет запасов, которые есть в Росрезерве. Но, по мнению экспертов, эта идея сопряжена с рисками: запасов этого ведомства хватит максимум на три месяца. Потом Росрезерв будет пополнять стратегические запасы государства, закупая топливо по высоким ценам.

Снизить цены может помочь закон о конкуренции, который увеличит штрафы за злоупотребление доминирующим положением на рынке и ценовые сговоры. Он предусматривает, что компании-нарушители будут платить 0,5-2% от своего оборота. Картельные сговоры, повлекшие рост цен, обойдутся нефтяникам от 2 до 4% доходов. При оборотах компаний, которые составляют десятки миллиардов долларов, это будет существенное наказание. Впрочем, этот закон не одобрен правительством. Пока же автолюбители продолжат пополнять карманы нефтяников, а также бюджет государства, получающий налоги со всех видов деятельности компаний.

СПРАВКА

С 1 апреля экспортная пошлина на нефть в России вырастет до рекордных цифр и составит 102,6 доллара США за тонну. Это на 19,6 доллара больше ставки, действующей с 1 февраля, и на полтора доллара выше прошлого рекорда - ставки, которая действовала в конце прошлого года. Повышение связано с очередным взлетом цен на нефть. Если в начале года нефть марки Brent стоила 40-42 доллара за баррель, а Urals - 35-38 долларов, то в прошлый четверг в Лондоне и Нью-Йорке цена барреля нефти Brent, поставки которой придутся на май, превысила отметку в 57 долларов. Цена российской Urals в пятницу составила 48,69 доллара за баррель. Напомним, что согласно закону о бюджете этого года все доходы, которые российский бюджет получает при цене на нефть свыше 21,5 доллара за баррель, идут в стабилизационный фонд. На 1 марта 2005 года он уже составил 707,5 млрд. рублей: повышение цены Urals на 1 доллар за баррель добавляет в стабфонд примерно 47 млрд. рублей.

Газета