22.03.2005
Деловая газета "Бизнес"

Поездка на такси в булочную



ИРИНА ДРЕМИНА

22 марта 1907 года на улицах Лондона появились первые автомобили, оснащенные специальным счетчиком - "таксометром". Это событие можно считать днем рождения такси, к которому мы так привыкли. Сегодня далеко не во всех странах мира таксометр является обязательным атрибутом автомобиля, занимающегося перевозкой пассажиров за деньги. В России это особенно заметно.
Введение таксометра стало ценным новшеством: оно освобождало от торга, который был неприятен обеим сторонам. Полезная придумка прижилась во всем цивилизованном мире, в том числе и в России. У нас автомобили с таксометром появились на улицах крупных городов также в начале XX века. Дожили они до 1917 года, затем исчезли по понятным причинам, а возродились в 1924 году. Тогда было принято решение о приобретении специализированных автомобилей марки Renault и Fiat. Но закуплено таких автомобилей было совсем немного. Тогда и обычный автомобиль считался роскошью, а уж езда на такси - роскошью непозволительной.
С середины 1930-х ситуация изменилась. С выпуском собственных автомобилей ГАЗ М-1, приспособленных под такси, стоимость поездки упала. А в 1950-х появились "Волги" с шашечками на дверях. Вопреки знаменитой фразе "советские люди в булочную на такси не ездят!" стоимость недалекой поездки на такси была доступна по цене и средней семье, а оплата переезда на такси на дачу считалась абсолютно оправданной тратой. Конечно, это касалось в основном крупных городов. В Москве помимо местного населения хорошую кассу таксомоторным паркам делали и гости столицы. По некоторым подсчетам, тысячи "Волг" с шашечками на боках приносили городам, в том числе и столице, такую прибыль, что вполне покрывали издержки на содержание убыточного городского наземного транспорта.
Эра государственного такси завершилась в середине 1990-х. С началом приватизации во всех сферах бизнеса большая часть таксомоторов стала принадлежать частным компаниям. На улицах городов стремительно выросло количество автовладельцев, желающих подработать частным извозом. Москва стала городом, где каждая машина превратилась в потенциальное такси. О наличии таксометра, шашечек, а зачастую и знании водителем города в таком "такси" говорить не приходится, зато они недороги и встречаются повсеместно - стоит только руку протянуть.
Спрос на частный извоз настолько велик и стабилен, что сегодня в Москве им зарабатывают себе на хлеб около 40 тысяч автомобилистов. Коммерческих таксомоторных компаний на рынке Москвы представлено около пятидесяти, часть из них не имеет своего автомобильного парка и берет на себя функцию диспетчеров. И хотя на рынке таксоперевозок уже появились такие крупные игроки, как "Новое желтое такси", "Гема", "Элекс-полюс" и ряд других, соотношение легальных и нелегальных автоперевозчиков явно не в пользу первых. Борьба с "бомбилами" давно занимает умы не только их конкурентов, но и чиновников администрации городов. Совсем недавно администрация Москвы разработала закон "О такси в городе Москве", который должен создать условия развития цивилизованного такси в столице. Но победить частника будет очень трудно.


Деловая газета "Бизнес"