23.03.2005
Деловая газета "Бизнес"

Травы вместо вакцин. "Микроген" заинтересовался лекарствами на растительной основе



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Как стало известно "Бизнесу", крупный отечественный производитель вакцин НПО "Микроген" может выйти на новый сегмент рынка. Компания всерьез заинтересовалась лекарствами на растительной основе. Вместе с тем разработчики опасаются, что новый продукт может оказаться не востребованным рынком.
"Фармрынок - одна из самых рентабельных отраслей, чистая прибыль от производства оригинальных препаратов составляет порядка 1000%, что вполне окупает серьезные инвестиции в продвижение торговых марок",- говорит гендиректор "Микрогена" Антон Катлинский.
Партнером "Микрогена", вероятнее всего, станет разработчик лекарств на растительной основе - Всероссийский научно-исследовательский институт лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР).
Катлинский говорит, что "Микроген" заинтересован в новых разработках ВИЛАР: "Среди них есть, к примеру, удачные биотехнологические формулы". Директор ВИЛАР Валерий Быков смотрит на сотрудничество с "Микрогеном" с оптимизмом. "Конкретно для этого НПО мы ничего не разрабатывали, однако у ВИЛАР есть перечень оригинальных рецептур, сертификат на которые "Микроген" вполне мог бы купить",- говорит Быков.
Участники рынка называют выбранную нишу перспективной. "Биотехнологическое производство по затратам во много раз превышает химическое, однако этот сегмент - один из самых перспективных на рынке, биотехнологические препараты сейчас наиболее динамично разрабатываются и имеют большой спрос на рынке",- говорит директор по развитию бизнеса Pfizer Александр Шибаев.
Однако разработчики отмечают, что производство отечественных препаратов в последнее время сталкивается с серьезными трудностями. "В стране существует и производится достаточное количество препаратов, аналогичных импортным, и стоят они на порядок дешевле зарубежных, однако в аптеки им очень сложно попасть, потому что завоз дорогих лекарств лоббируется дистрибуторами",- сетует Быков из ВИЛАР. По его словам, в стране политику поставки формирует основной пул национальных дистрибуторов.
Ему возражает замгендиректора "ЦВ Протек" Андрей Ларичев, утверждая, что спрос на то или иное лекарство рождается рынком, а не устанавливается поставщиками. "Мы не занимаемся продвижением препаратов, только их доставкой. Если производитель сможет убедить потребителя, что его препарат лучше, нам даже выгодно поставлять этот брэнд. А если лекарство невостребовано, дистрибутору невыгодно, чтобы оно осталось на складе",- говорит Ларичев. А исполнительный директор "Аптека-Холдинг" Игорь Варламов отмечает, что иностранные производители сейчас больше вкладываются в продвижение своих препаратов, поэтому спрос на импортные лекарства в стране больше. "Если отечественный производитель сможет поднять спрос на свою продукцию, мы готовы не только предоставить свои логистические возможности, но и участвовать в маркетинговых акциях производителя",- говорит Варламов. Антон Катлинский из "Микрогена" оценивает вложения на продвижение нового брэнда в $1 млн.

Деловая газета "Бизнес"