23.03.2005
Деловая газета "Бизнес"

О пользе разводов и опечаток



ИРИНА ДРЕМИНА

23 марта 1924 года родилась Бетти Грэм, изобретательница "жидкой бумаги" - замазки для опечаток. Ее история - мечта любой женщины: обычная секретарша с ребенком на руках стала миллионершей.
В детстве Бетти хотела стать художницей и с кисточкой обращаться умела. Но, выйдя замуж и родив ребенка, позабыла и о живописи, и о карьере. Так бы она и осталась домохозяйкой, если бы в 1950 году не ушла от мужа. Пришлось вспомнить молодость: до свадьбы она работала машинисткой. Как многие художественные личности, она была рассеянна и часто делала ошибки. Бетти работала на машинке нового типа с углеродистой лентой, и обычные средства от опечаток - лезвие и ластик - не годились. Сколько секретарш в мире мучились этой проблемой, неизвестно, но ни одной из них до Бетти не пришла в голову гениальная мысль - замазать ненужную букву так, как это делают художники. Первый опыт не разочаровал изобретательницу: водоэмульсионная краска скрывала опечатки, но растекалась и долго высыхала. Тогда Бетти добавила в нее клей, и получился прототип современной замазки.
Поначалу Бетти Грэм не думала о коммерческом использовании изобретения. Она замазывала опечатки сама и делилась жидкостью с коллегами. Однако когда жидкость стали просить друзья коллег и друзья друзей коллег, а кухня Бетти превратилась в разливочный цех, ей пришла в голову мысль продавать свою чудо-жидкость всем желающим. IBM, которой она предложила купить идею, отказала Бетти, и ей пришлось заняться производством и продажей замазки самой.
В 1956 году она основала компанию Mistake Out Company, запатентовала средство под названием liquid paper (жидкая бумага) и стала производить ее в домашних условиях. Делала она это после работы и ужасно уставала. Тут случилось второе после развода удачное событие: ее наконец уволили с работы, и она всецело занялась собственным бизнесом. Успех у замазки был огромный, производство не поспевало за заказами. К 1975 году у Бетти работали 200 сотрудников, ее компания выпустила 25 млн баночек средства, а продавалось оно в 31 стране. За исключением, пожалуй, Советского Союза, где оно считалось большим заграничным дефицитом.
Конец 70-х стал звездным часом замазки, хотя уже виден был ее смертельный враг - компьютер. С каждым годом он уменьшал потребность в корректирующей жидкости. Сегодня ее аудитория - студенты и школьники, но и они, вероятно, скоро будут больше печатать, чем писать от руки. Но Бетти Грэм это давно не угрожает. В 1978 году она продала свою компанию корпорации Gillette за $47 млн и скончалась несколько лет спустя в спокойствии и достатке.

Деловая газета "Бизнес"