24.03.2005
Starbucks

Starbucks от Новикова. Ресторатор борется за право открывать в Москве американские кофейни



ПЕТР МИРОНЕНКО

Как стало известно "Бизнесу", крупнейшая в мире сеть кофеен Starbucks ведет переговоры о развитии своей сети в России с известным ресторатором Аркадием Новиковым. Однако Новикову придется непросто: на право развивать американскую сеть в России также претендуют холдинг "Арпиком", "Росинтер", "Перекресток" и ряд других игроков.
О том, что Starbucks ведет переговоры с Аркадием Новиковым, "Бизнесу" стало известно сразу из нескольких источников. Пресс-секретарь холдинга Аркадия Новикова Екатерина Дроздова подтвердила эту информацию, отметив, что переговоры начались в конце прошлого года. Пока что никакого результата не достигнуто, говорит Дроздова. От дальнейших комментариев Новикова отказались.
В центральном офисе Starbucks ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию не смогли, сославшись на то, что на данном этапе компания не хочет комментировать свой выход на российский рынок.
Американская Starbucks основана в 1971 году. Она управляет сетью из 8569 кофеен по всему миру (из них больше половины принадлежит самой Starbucks, остальные работают по франшизе). Оборот компании в 2004 году составил $5,3 млрд, чистая прибыль - $391,8 млн.
Переговоры с Аркадием Новиковым - не первая попытка Starbucks выйти на российский рынок. По словам источника, знакомого с ситуацией, еще в прошлом году Starbucks вела переговоры о покупке крупнейшей московской сети кофеен "Кофе хауз", однако не сошлись в цене. По данным источника "Бизнеса", "Кофе хауз" запросил за свои активы около $50 млн, что в Starbucks сочли слишком большой суммой. В прошлом же году американская сеть вела переговоры о совместном выходе на рынок с рядом российских ритейлеров, в том числе "Перекрестком". Пресс-секретарь "Перекрестка" Владимир Дворянов подтвердил "Бизнесу" то, что переговоры со Starbucks велись, однако от дальнейших комментариев отказался. Президент "Кофе хауза" Владислав Дудаков подтвердить факт переговоров со Starbucks отказался.
Тем не менее холдинг Аркадия Новикова - не единственная российская компания, которая может получить право на развитие сети Starbucks в России. Например, о том, что он ведет переговоры с американской сетью, "Бизнесу" рассказал совладелец холдинга "Арпиком" Михаил Зельман. По его словам, у Starbucks в России колоссальные перспективы, и "Арпиком" надеется принять участие в реализации этого проекта. "Мы еще не вышли из игры",- уверен Зельман.
Подтвердила "Бизнесу" факт ведения переговоров со Starbucks и PR-директор корпорации "Ростик Групп" Валерия Силина. "Мы заинтересованы в сотрудничестве с такими известными западными брэндами, особенно если они готовы инвестировать в российский рынок. Некоторое время назад мы начали вести с ними переговоры, однако никакой договоренности между нами пока достигнуто не было",- говорит Силина.
Аналитики ничуть не удивлены интересом, который у наших компаний вызвало право развивать российский Starbucks. "Starbucks объективно интересен для большинства игроков российского ресторанного бизнеса: брэнд и технологии этой сети гарантируют успех на ресторанном рынке, где до сих пор нет сколько-нибудь сильных (в мировом масштабе) игроков, а также упростит ресторанным сетям доступ к дополнительным западным ресурсам",- говорит аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков. Он уверен, что само имя Starbucks откроет для его партнера дорогу к западным кредитам и инвестициям, а также даст возможность выйти на IPO. По мнению Кочеткова, лучше других в качестве партнера Starbucks подходит "Арпиком", у которого, впрочем, в результате последних приобретений может не оказаться свободных средств. С Кочетковым не согласен исполнительный директор компании "Ресткон" Андрей Петраков, который, впрочем, считает, что больше шансов на успех у Аркадия Новикова: "Это тот человек, который сможет не просто организовать сеть, но и адаптировать концепцию Starbucks к российскому рынку". А гендиректор компании "Настроение+" Денис Яхно склонен отдать предпочтение "Росинтеру": "В отличие от Новикова, они привыкли работать в демократичном сегменте, к тому же у них есть опыт работы с западными франшизами". Шансы "Кофе хауза" и ритейлеров оценивают довольно низко.
Все аналитики отмечают, что Starbucks всегда выходит на новые рынки в массированном порядке. По мнению гендиректора компании "Настроение+" Дениса Яхно, Starbucks имеет смысл развиваться в отсутствующем сейчас формате мини-кофеен. "Скорее всего, они откроют сотню небольших заведений по всему городу, так что брэнд Starbucks будет на каждом углу, плюс к этому они вложатся в рекламу",- говорит аналитик. "Starbucks предпочитает открываться в новой для себя стране быстро и резко",- подтверждает Кочетков из "Финама". А Петраков из "Ресткона", наоборот, считает, что Starbucks в первый год откроет не больше десяти кофеен. В оценке стоимости открытия одного заведения аналитики расходятся - Петраков считает, что открыть один Starbucks будет стоить не больше $200 тыс., а Кочетков уверен, что эта цифра как минимум в три раза больше.
Аналитики не исключают, что Starbucks при выходе на российский рынок столкнется с некоторыми сложностями. "Самые большие проблемы у того, кто будет делать московский Starbucks, возникнут с помещениями",- прогнозирует Петраков. А Кочетков напоминает, что открытие Starbucks в России находится под угрозой, пока американцы не урегулируют патентный спор с российским ООО "Старбакс", зарегистрировавшим торговую марку "Старбакс" первым. По словам представляющего интересы ООО "Старбакс" юриста Сергея Зуйкова, сейчас кофейни под этим брэндом могут открывать обе стороны, однако в мае Роспатент рассмотрит их возражения против регистрации товарного знака американцами. "Все равно, пока мы не достигнем договоренности, их кофейни будут закрывать",- уверен в победе Зуйков. "Партнеру Starbucks придется решать и эту проблему",- отмечает Кочетков.


Деловая газета "Бизнес"