24.03.2005
Деловая газета "Бизнес"

Страдания маленького автомобиля



ИРИНА ДРЕМИНА

24 марта 1954 года две небольшие автомобильные компании Nash-Kelvinator Corporation и Hudson Motor Car Company заявили о намерении слиться. Так была образована детройтская American Motors Corporation, самая успешная автомобильная компания на послевоенном рынке США. Свой успех новый союз построил на том, что приучил потребителей к маленьким автомобилям.
Послевоенные годы стали временем больших перемен на автомобильном рынке США. Только "Большая тройка" из General Motors, Ford и Chrysler, которая безраздельно владела всем рынком, поначалу не замечала этого. Три компании безмятежно продолжали выпускать свои большие дорогие автомобили и не ждали конкуренции ни с одной стороны. Между тем, в начале 50-х все большую популярность на рынках Европы стали приобретать небольшие автомобили типа "Фольксвагена-Жука". "Большая тройка" игнорировала эту тенденцию, решив, что американский рынок избежит увлечения "малышами".
Но ее заметили небольшие автомобильные компании. Nash-Kelvinator Corporation, Hudson Motor Car Company, а также почтенная, но переживающая не лучшие годы Packard, решили объединиться в промышленную группу, которая смогла бы хоть как-то конкурировать с "Большой тройкой". Новый союз планировал отвоевать часть рынка за счет широкого модельного ряда: от малогабаритных Nash Rambler, аналогов которым в США не выпускали, до шикарных Packard'ов. Однако консолидация остановилась на полпути. После слияния Nash-Kelvinator и Hudson в 1954 году в American Motors Corporation глава Nash-Kelvinator внезапно скончался. Занявший его место молодой и амбициозный Джордж Ромни счел, что у компании уже достаточно сил, чтобы конкурировать с "Большой тройкой", и отказался от слияния с Packard. Отказался он и от широкого модельного ряда, сделав ставку на малогабаритные машины. Это был рискованный шаг, так как уверенности в том, что они понравятся американцам, не было.
Все полагали, что американский потребитель очень консервативен и никогда не откажется от фордовской "Модели Т", которая была бессменным лидером рынка в течение 15 лет. Американцы опровергли стереотип - они охотно покупали маленький Rambler AMC, который был гораздо дешевле и экономичнее больших машин. Успех машин компакт-класса позволил AMC добиться впечатляющих успехов: всего за два года доля корпорации на американском рынке выросла с 2% до 6%. В 1959 году компания достигла пика: ее доход за 1958 год составил 26 млн долларов, а объем продаж - 350 000 автомобилей. На 1959 год планировалось продать уже 500 000 тысяч машин, но все сложилось не так хорошо, как хотелось.
Мощный удар с двух сторон положил конец истории успеха AMC. К 1959 году General Motors, Ford и Chrysler опомнились: продажи падали, а модельный ряд вышел из моды. Им пришлось выпускать то же, что выпускали их конкуренты. Модели 60-го года Ford Falcon, Chevrolet Corvair и Plymouth Valiant заметно снизили продажи AMC. Второй удар был нанесен со стороны импортных малолитражек. Они стали поставляться на американский рынок одновременно с продукцией AMC и сумели потеснить другие модели за счет невысокой по американским меркам цены - 70 иностранных моделей стоили около 1800 долларов. К началу 60-х те, кто победнее, покупали иностранные малолитражки, а те, кто побогаче, продукцию "Большой тройки". AMC пыталась сопротивляться: в 1960 году она выпустила автомобиль по цене ниже 1800 долларов, но это ничего не изменило. Несмотря на заявления Джорджа Ромни о том, что выход на "маленький" рынок компаний "Большой тройки" уничтожит не AMC, а их собственные большие модели, компания все же не смогла противостоять могучим конкурентам. В 1968 году пришлось продать отделение Kelvinator, а в 1970 году и сама AMC была продана Jeep Corporation. "Большая тройка" вернула себе американский рынок.


Деловая газета "Бизнес"