25.03.2005
Деловая газета "Бизнес"

Пицца с пылу пожара



ИРИНА ДРЕМИНА

25 марта 1937 года родился Том Монаген, владелец сети ресторанов "Доминоз Пицца". Именно ему мы обязаны возможностью заказать по телефону и получить в течение 30 минут горячую пиццу.
Том Монаген родился в США, штате Мичиган, в бедной семье. Он рано потерял отца и все детство провел в приютах и воспитательных домах. В своей биографии он сравнивал приют, где ему пришлось учиться, с тюрьмой, а себя с заключенным. В девятом классе решил стать священником и даже поступил в семинарию, откуда, правда, вскоре был исключен. Его мать была жива, но отношения с ней у него были настолько плохие, что она отправила его в тюрьму за то, что он взял без спроса ее автомобиль. Этого он ей простить не смог.
Монаген решил, что справедливость ему будет легче найти, став богатым человеком. Рассудив, что в любые времена людям хочется есть, в 1960 году он занял $900 и вместе с братом приобрел прогоревшую пиццерию "Доминикс". Это название в его сознании было тесно связано с проблемами предыдущих хозяев заведения, поэтому в 1965 году он переименовал пиццерию в "Доминоз". За первые десять лет он смог добиться только безубыточности предприятия. Однако судьба была по-прежнему несправедлива к нему.
Первым ударом стало то, что его брат, разуверившись в будущем предприятия, вышел из бизнеса и устроился работать на почту. Монаген понял, что спасти предприятие можно единственным путем: сделав его непохожим на другие. С большим трудом он нашел нового партнера, согласившегося инвестировать небольшую сумму в новый проект, и провозгласил, что будет доставлять пиццу любому клиенту в течение 30 минут. В том случае, если заказ приносили через 31 минуту, пиццу оставляли, но не брали за нее денег.
Идея доставки пиццы на дом подоспела крайне вовремя. Изменились социальные условия, по всему миру выросло число работающих женщин. Женщины стали меньше готовить, и многие семьи стали отдавать предпочтение блюдам быстрого приготовления и больше ходить в рестораны. Но для похода в ресторан тоже было нужно время. Решить эту проблему и взялся Монаген, обещая своим клиентам доставить пиццу горячей и максимум через 30 минут. Реализовать обещание компания смогла с помощью изобретений ее президента - коробок из гофрированного картона, термоизолирующих контейнеров и сети пиццерий во всех районах города.
Однако несчастья продолжали преследовать Монагена. В 1967 году страшный пожар практически полностью уничтожил ресторан. Однако и это не сломило его: покрыть потери он решил продажей франшиз. Любопытно, что Монаген очень слабо представлял себе, что такое франчайзинговая сеть и, по его собственному признанию, чуть из-за этого не обанкротился.
В 1970 году компания Монагена перешла под контроль банка, финансировавшего "Доминоз". Монаген остался президентом, работая на компанию по 15 часов в сутки семь дней в неделю, но никаких властных полномочий не имел. Через два года банк утратил интерес к "Доминоз" и решил подвергнуть компанию процедуре банкротства. Но Монаген и на сей раз решил не сдаваться и взял на себя обязательства рассчитаться со всеми кредиторами. За 10 лет он сумел выполнить обещание.
К 1989 году компании Монагена принадлежала половина рынка производства пиццы в США. Если в начале 80-х у Монагена было около 500 точек производства пиццы, то десятилетие спустя их число увеличилось до 5 тыс. Тогда же, в 1989 году, Монаген хотел отойти от дел, но не сумел найти покупателя, да и сотрудники компании не поддержали это решение. В 1998 году Монагену удалось найти покупателя для своей компании - фондовую компанию "Бейн капитал", и он отошел от дел, посвятив себя благотворительности и многочисленным католическим организациям, созданным им самим.

Деловая газета "Бизнес"