31.03.2005

Страховщиков сократят по именам



Вчера президент союза страховщиков "Урало-Сибирское соглашение" Семен Акерман заявил, что более половины страховщиков вынуждены будут уйти с рынка после 17 июля. Закон "Об организации страхового дела в РФ" запрещает страховщикам использовать схожие наименования, а, по словам Семена Акермана, эта проблема встанет перед 80% компаний. К 17 июля они должны устранить нарушение, но как это сделать и по каким критериям выбирать компанию, которая должна отказаться от своего имени, до сих пор неизвестно.

Страховщики регулярно оказываются не готовы к нормам, заложенным в основном их профессиональном законе "Об организации страхового дела в РФ". Так было в январе прошлого года, когда закон запретил совмещать перестрахование и страхование жизни. В итоге перестраховочный рынок полгода был парализован. Так было и после 1 июля 2004 года, когда вступили в силу новые требования к капиталу компаний: в результате 226 страховщиков лишились лицензий по причине недостатка капитала. "У нас на рынке одна 'холера' заканчивается, начинается другая",– считает Семен Акерман. По его словам, по закону к 17 июля компаниям необходимо избавиться от схожих наименований.

    Согласно пункту 3 статьи 4.1 закона "Об организации страхового дела в РФ", страховщик "не вправе использовать полное или краткое наименование... повторяющее частично или в целом наименование... другого субъекта страхового дела". Запрет на дублирование названий не распространяется на аффилированные компании. Тот же закон устанавливает, что страховщики обязаны внести в учредительные документы изменения, связанные с наименованием, в целях исключения дублирования в течение 18 месяцев со дня вступления в силу последней версии закона – 17 января 2004 года.

По словам господина Акермана, по разным оценкам, от 50% до 80% участников рынка используют похожие названия. По данным Всероссийского союза страховщиков, в 2003 году, например, из более чем тысячи страховщиков 64 компании использовали в своем наименовании производные от слова "гарантия", столько же включили в свое название слово "полис", 7 компаний используют слово "надежда". От одного из первых коммерческих страховщиков – империи АСКО – осталось 29 компаний, уже никак не связанных между собой, однако использующих до сих пор в своих названиях материнский брэнд.

Страховщики по-разному оценивают масштабы проблемы. "Компаниям действительно придется решать проблемы схожести названий,– говорит президент НСГ Юрий Решетняк,– но это не значит, что придется уйти с рынка. Мы озабочены тем, что ряд компаний повторяет наше название, мы хотим сохранить брэнд и не хотим, чтобы нас с кем-нибудь путали". Руководитель юрдепартамента "Энергогаранта" Виктор Абрамов надеется на мирное решение вопроса: "Страховщикам-'тезкам' достаточно сесть за стол переговоров и при участии страхнадзора договориться, кому использовать наименование".

А по мнению замгендиректора "РЕСО-Гарантии" Игоря Иванова, "в патентном бюро можно защитить, например, аббревиатуру РЕСО, а общеупотребимые слова – нельзя". "Надзор не станет отзывать лицензию у страховщика с тысячами клиентов только потому, что у компании схожее с кем-то название",– надеется глава "Согласия" Игорь Жук. Компании считают, что лучшим выходом из сложившейся ситуации станут очередные поправки в закон, смягчающие норму о запрете дублирующих названий. Семен Акерман же вчера заявил: "Я, как президент союза страховщиков 'Урало-Сибирское соглашение', намерен направить в Институт государства и права список членов 'Урало-Сибирского соглашения' с просьбой дать заключение, кому в соответствии с новым страховым законодательством надо сменить название".

В настоящий момент ни у страхового регулятора, ни у страховых компаний нет ясности по поводу того, по каким критериям будет определяться, кому из страховщиков сохранить название, а кому пройти процедуру ребрэндинга. При этом сам закон не предлагает специальной меры наказания страховщикам за использование схожих названий. Глава Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев заявил вчера Ъ: "В случае совпадения названий мы будем запрашивать мнения специалистов в области лингвистики, патентного законодательства и юриспруденции на предмет того, нарушает ли конкретная компания закон". Если такие специалисты посчитают, что закон нарушен, страховщику будет выдано предписание, обязывающее сменить название. Сам господин Ломакин-Румянцев опасений по поводу значительного сокращения рынка из-за схожих названий не разделяет. "Учитывая трудности интерпретации данной нормы закона, я не думаю, что последуют какие-то безоглядные карательные санкции",– пообещал вчера Ъ Илья Ломакин-Румянцев.

ТАТЬЯНА Ъ-ГРИШИНА



У банков тезок никто не отнимет
В банковской системе проблема схожих названий Банком России никак не регулируется. Так, например, одновременно существуют банки "Солидарность" в Самаре и Москве. Правда, в последнее время ситуация начала меняться. Один из руководителей ЦБ пояснил Ъ, что раньше действительно не было подразделения, которое пристально следило бы за тем, чтобы не регистрировались повторные названия банков. Теперь же оно существует. "Новые банки практически не создаются, но большой популярностью пользуется ребрэндинг либо регистрация нового имени после слияния или поглощения банка. Сегодня действует спецподразделение ЦБ, занимающееся лицензированием. Оно же при подаче банком заявления на регистрацию проверяет, нет ли в банковском реестре такого или схожего с ним названия. Если есть, то регистрация состояться не может. Одинаковые названия банков, которые мы можем видеть сегодня,– ошибки прошлого",– говорит он.

Как бы то ни было, проводить ребрэндинг уже существующие банки со схожими названиями никто не заставляет. Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян уверен, что "ответственность за идентичность названий несет регистратор, вины самой компании в том нет". "Понятно, что организация может спекулировать на схожем имени с другой организацией и вводить в заблуждение клиента, используя, по сути, не свой брэнд. Однако наведение в этом сегменте порядка путем резкого администрирования никогда не приводило к сугубо положительным результатам",– считает он.




КоммерсантЪ