04.04.2005

Конструкторы срывают навигацию. Авиакомпании могут остаться без самолетов к началу сезона



Как стало известно Ъ, между российскими авиакомпаниями и ОАО "Туполев" разворачивается серьезный конфликт. Перевозчики утверждают, что конструкторское бюро Туполева, структурное подразделение АО, уже в течение месяца не принимает заявки на продление ресурса самолетов Ту-134 и Ту-154 и задерживает рассмотрение принятых заявок, что грозит сорвать летнюю авианавигацию, поскольку без подтверждения о продлении ресурса эксплуатировать самолет запрещено. Лайнеры этих типов составляют основу российского парка самолетов, все они время от времени нуждаются в продлении ресурса. Это значит, что действующий парк авиакомпаний накануне сезона отпусков может сократиться почти вдвое.

    По данным Росавиации, в России эксплуатируется 242 Ту-134 и 352 Ту-154. Всего в России 1438 пассажирских самолетов. Практически все "Ту" были построены еще в советские времена. По принятой в России системе для каждого типа судна установлен ресурс по количеству летных часов, числу полетов и календарному сроку службы, продлеваемый как в рамках целевой комплексной программы по поддержанию летной годности, принятой в 2002 году, так и индивидуально. Стоимость этой процедуры для перевозчика варьируется от 300 тыс. руб. до 2 млн руб. и занимает до полугода.

Как стало известно Ъ, эксплуатанты Ту-134 и Ту-154 внезапно столкнулись с проблемой по поддержанию их ресурса. Как рассказал Ъ технический директор авиакомпании "Ютэйр" Мейрамхан Бекмуханбетов, уже в течение месяца КБ Туполева не принимает новые заявки и серьезно затягивает выполнение принятых. "Нас это шокирует. В июне у нас заканчивается календарный срок службы очередного Ту-154М. Еще в декабре мы озаботились проблемой его продления, однако программы для выполнения необходимых работ по нему нам так и не выдали",– говорит менеджер.

По его словам, всего в этом году "Ютэйр" должна продлить ресурс еще порядка десяти Ту-134 и Ту-154, не считая арендованных. "Если в летнюю навигацию у нас встанут десять машин, это будет означать, что мы не сможем перевезти как минимум 2 тыс. пассажиров в день, что составляет четверть ежедневного объема перевозок",– объяснил господин Бекмуханбетов. Исходя из минимальной стоимости билета в $100, это $200 тыс. ежедневной выручки.

Со схожей ситуацией столкнулись и другие перевозчики. "У нас порядка 25 машин. Непродление их ресурса означает, что перевозки просто прекратятся",– сообщили Ъ в ОАО "Комиинтеравиа". В авиакомпании "Самара" всего в продлении ресурса нуждалось шесть самолетов, из них на двух ресурс пока не продлен.

Однако в ОАО "Туполев" не склонны драматизировать ситуацию. "Заявки принимаем, работа ведется – сейчас просто отмечается их наплыв. Накануне весенне-летнего сезона перевозчики стараются максимально использовать существующий парк, и некоторые машины берутся буквально от стенки (внесенные в свидетельство эксплуатанта, но без крайней необходимости не использовавшиеся.–Ъ)",– заявил Ъ главный конструктор самолетов Ту-134 и Ту-154 Александр Шенгардт. Источник Ъ в компании назвал претензии перевозчиков надуманными: "Авиакомпании всегда хотят сделать все побыстрее и полегче, но продление ресурса – это вопрос безопасности, за который мы несем ответственность". По его словам, многое также зависит от расторопности самих эксплуатантов. К примеру, они выполняют не все пункты выданной программы мероприятий по продлению ресурса.

Отметим, что поскольку КБ имеет монопольное положение применительно к своим разработкам, перевозчикам придется либо находить с конструкторами компромисс, либо отказываться от эксплуатации выработавших ресурс машин. Опрошенные Ъ представители авиакомпаний говорят, что их выбор будет зависеть от позиции "Туполева". "В 'Туполеве' существуют глубокие внутренние проблемы, связанные с кадровым дефицитом и невысокой оплатой труда специалистов. Пока они не будут решены, ничего не изменится",– сказал Ъ собеседник в одной из авиакомпаний.

По сведениям Ъ, тема взаимоотношений авиакомпаний с КБ будет обсуждаться на специальном совещании в ОАО "Туполев" в понедельник.

Ъ будет следить за развитием событий.

СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН



"ЮТэйр" задолжала Пенсионному фонду

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) вынесла предупреждение ОАО "Авиакомпания 'ЮТэйр'" об аннулировании сертификата эксплуатанта в случае, если оно не погасит до конца апреля задолженность перед Пенсионным фондом в размере 135 млн руб. По сообщению информагентства "Интерфакс", задолженность образовалась из-за неуплаты перевозчиком взносов сверх ставки единого социального налога, предусмотренных федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" и федеральными авиационными правилами (они составляют 14%). "Я в курсе этих претензий,– заявил вчера Ъ гендиректор 'ЮТэйра' Андрей Мартиросов.– Однако, на наш взгляд, не очень корректно увязывать фискальные обязательства с эксплуатационной деятельностью компании. По мнению ряда экспертов, требование уплаты дополнительных взносов противоречит отдельным положениям законодательства". По его словам, если компании не удастся доказать свою правоту, она готова удовлетворить фискальные требования федеральных органов.




КоммерсантЪ