04.04.2005

Мобильный офис обойдется дороже



АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА

Московский "Мегафон" начал подключение по новому тарифному плану, который впервые в истории сотовой связи российской "большой тройки" ориентирован не на говорящих абонентов, а на пользователей мобильных компьютеров. Предполагается, что тариф "Коммуникатор" будет интересен прежде всего корпоративным абонентам для организации "мобильного офиса". Но последние посчитали новый тариф неравноценной заменой исчезнувшей услуге "GPRS-интернет безлимитный".
Тарифный план "Коммуникатор" ориентирован исключительно на пользователей мобильного интернета. В ежемесячные $14 включено 100 SMS, 30 MMS, 5 Мб GPRS-трафика и 3 Мб трафика с WAP-серверов. Голосовые услуги не настолько выгодны - за минуту входящего или исходящего звонка на номера МГТС, Московской области и на номера других операторов абоненту придется заплатить 14 центов. В "Мегафоне" дают понять, что благодаря этому тарифу услуги мобильного интернета станут доступны более широкому кругу пользователей и привлекут новых абонентов, в числе которых обладатели КПК и второй SIM-карты.
Правда, самым активным пользователям больше подошла бы услуга "GPRS-интернет безлимитный", которая "прилагалась" как дополнительная к любому тарифу "Мегафона". За $22,42 в месяц можно было пользоваться GPRS без каких-либо ограничений по трафику. С 1 апреля эта услуга была отменена. "Абонентам, у которых по состоянию на 31 марта была подключена услуга "GPRS-интернет безлимитный", будет подключен пакет "GPRS 0,05", который будет действовать в течение апреля и обеспечит им тариф на GPRS-интернет в размере $0,05/Мб,- говорится в пресс-релизе "Мегафона".- С 1 мая 2005 года услуга "GPRS-интернет" будет предоставляться таким абонентам на общих основаниях ($0,19/Мб)". Таким образом, любители мобильного интернета получили взамен безлимитного "урезанный" тариф с меньшей абонентской платой, но ценой 18 центов за 1 мегабайт GPRS-трафика.
У абонентов "Коммуникатор" вызывает недоумение. "Для кого этот "Коммуникатор"? Ради интернета, который стал на 4 цента дешевле, я должен покупать 100 SMS и 30 MMS,- удивляется участник одного из сотовых форумов.- У меня в месяц SMS штук 15-20, MMS - 0, WAP не использую вообще". "Тариф действительно странноват,- вторит ему другой собеседник.- Было бы лучше, если бы он был сделан наподобие "Индивидуального": $12 обязательный платеж, который можно потратить только на допуслуги по этим тарифам".
Других абонентов удивляет включение в тариф 3 Мб WAP-трафика и одновременно ориентирование тарифов на пользователей коммуникаторов. Дело в том, что WAP пользуются почти исключительно владельцы мобильных телефонов, а в любом коммуникаторе есть возможность выхода в "традиционный" интернет. Так что, по мнению многих абонентов, "Коммуникатор" вряд ли станет массовым и популярным тарифом.
Тем не менее аналитик Альфа-банка Светлана Суханова считает "Коммуникатор" сильным креативным шагом "Мегафона". "Мы всегда полагали, что больше всего внимания неголосовым услугам уделяет "Би Лайн", который активно продвигает свой портал bee-online и MMS",- заявила она "Бизнесу". "Коммуникатор", по мнению аналитика,- хорошая заявка на завоевание рынка допуслуг. С другой стороны, отмечает Суханова, многие тарифы в сети "Мегафон" ориентированы на достаточно узкие ниши, и "Коммуникатор" явно предназначен для корпоративных клиентов - традиционно "слабое место" оператора. "Но компании не слишком чувствительны к ценовой политике и ради экономии $20 на мобильный интернет вряд ли будут менять оператора",- считает она.
Конкуренты весьма прохладно отнеслись к инициативе "Мегафона". "Мы не собираемся в ближайшее время вводить подобные тарифы,- заявил "Бизнесу" директор по связям с общественностью "Вымпелкома" Михаил Умаров.- У всех наших тарифов хорошие возможности GPRS, я не вижу нужды в каком-то отдельном тарифе для "интернетчиков"". В компании МТС утверждают, что "Коммуникатор" - своеобразный ответ "Мегафона" на тариф "МТС-SMS". "Это, конечно, не массовый, а нишевый тариф,- сказал директор департамента по связям с общественностью МТС Павел Нефедов.- И пользоваться им будет очень небольшое количество абонентов".
В "Скай Линке", в тарифных планах которого неголосовые услуги включены в базовый пакет, появление "Коммуникатора" не воспринимают как серьезную угрозу. "Не вижу причин сравнивать этот тариф с нашими услугами,- заявила "Бизнесу" директор по связям с общественностью ЗАО "Скай Линк" Ольга Пестерева.- Он предназначен для любителей SMS. Мы же ориентированы на полноценную передачу данных по интернету". По сведениям оператора, объем трафика мобильного интернета в столице за прошлый год вырос в два раза, и такое внимание к этому рынку GSM-операторов только поспособствует его развитию.

Деловая газета "Бизнес"