04.04.2005

Индийская кампания Брэнсона



ТРЭЙСИ БОУЛЗ (TRACEY BOLES)
ТОНИ ГЛОУВЕР (TONY GLOVER)

Глава Virgin сэр Ричард Брэнсон (Richard Branson) планирует развернуть мобильную сеть в Индии (а затем выйти на рынки Китая, ЮАР и Нигерии). Можно утверждать, что Брэнсон готовит масштабную экспансию на индийский рынок и других подразделений своей империи: только-только Virgin Atlantic начала регулярные рейсы из Лондона в Мумбаи, но Брэнсон уже настаивает на том, что их количество должно увеличиться.
На прошлой неделе Ричард Брэнсон начал переговоры с тремя индийскими операторами мобильной связи, чтобы найти партнера для экспансии Virgin Mobile на субконтиненте. Основными кандидатами на роль партнера Брэнсона сейчас считаются Airtel, Tata и государственная MTNL. По данным информированного источника The Business, Virgin может объявить о выборе индийского партнера через несколько недель.
В Индии Virgin Mobile станет оператором виртуальной сети мобильной связи, иными словами, компании не придется вкладывать средства в развитие физической инфраструктуры в стране. Вместо этого Virgin "прицепится" к сети оператора-партнера. Компания также будет продавать аппараты с маркой Virgin и контракты на подключение к сети через других розничных торговцев. По сведениям источника в компании, речь идет о схеме, похожей на ту, по которой "мобильники" Virgin продаются через сети Carphone Warehouse и WH Smith в Великобритании. Та же формула использовалась Virgin и в США, где к концу года, как ожидается, компания может провести IPO (в Америке Virgin Mobile является совместным предприятием, где по 45% принадлежит Sprint и Virgin). Стоимость мобильного бизнеса Virgin в США оценивается примерно в $3 млрд. Считается, что посредством IPO Virgin получит до $1 млрд. По всей видимости, ту же модель Virgin использует и для выхода на рынки мобильной связи Китая и Африки, что позволит Брэнсону опять обойтись минимумом первоначальных инвестиций.
Ричард Брэнсон специально спланировал все так, чтобы его переговоры с операторами мобильной связи в Индии совпали по времени с первым рейсом Virgin Atlantic в Мумбаи (напомним, она уже осуществляет регулярные рейсы в Нью-Дели). Сейчас самолеты Virgin Atlantic летают из Лондона в Мумбаи три раза в неделю, однако, едва начались эти полеты, владелец компании заявил о своем намерении сделать их ежедневными, а также организовать сообщение еще с семью индийскими городами.
BMI, British Midland и British Airways также желают увеличить число индийских рейсов. Но действующее соглашение по авиаперевозкам, даже после его либерализации в сентябре 2004 года, ограничивает количество самолетов, курсирующих между Великобританией и Индией, периодичность рейсов и обслуживаемые направления. Новые переговоры по либерализации авиасообщения на правительственном уровне, которые пройдут в Индии, состоятся по инициативе нескольких частных индийских авиакомпаний, желающих выйти на британский рынок.
Источники в отрасли считают, что для реальной либерализации может потребоваться не один раунд переговоров. Ричард Брэнсон на прошлой неделе сказал, что, по его мнению, количество рейсов может быть увеличено более чем вдвое (с 19 до 40 в неделю с обеих сторон - по 21 рейсу для британских и индийских компаний). А авиационные власти каждой страны при этом решат, как распределить права на них между отдельными авиакомпаниями. "В прошлом авиакомпании могли получать хорошую прибыль от рейсов в Индию,- заявил Брэнсон.- Те, кому это не удавалось, просто не умеют работать. Рейсов было очень мало, и компании могли устанавливать баснословные цены на билеты. В результате либерализации возможности для извлечения прибыли останутся, но их будет меньше. Зато с ростом числа рейсов в выигрыше останутся пассажиры".
Понятно, почему Брэнсону так интересно увеличение рейсов в Индию. Как утверждает источник в самой Virgin, открытие регулярного авиасообщения должно послужить плацдармом для выхода на новый рынок других входящих в группу компаний. Брэнсон сообщил, что Virgin может начать предоставлять в Индии финансовые услуги и открыть оздоровительные клубы.


Деловая газета "Бизнес"