05.04.2005

Проблемы рынка распространения надо решать сообща



31 марта в рамках выставки-ярмарки «Индустрия печатных СМИ: оборудование, товары и услуги» состоялось заседание круглого стола «Рынок распространения печатной продукции в России: проблемы и тенденции»

. Ведущий круглого стола Председатель Правления АРПП А.В. Оськин подчеркнул, что данное заседание планируется посвятить наиболее актуальным вопросам отрасли и выработке вариантов их решений. Он сообщил собравшимся, что АРПП будет обобщать пожелания участников медиарынка и готовить итоговые документы для внесения поправок в действующее законодательство и для учета их при разработке закона о СМИ и других федеральных и столичных законопроектов. Он обратился к присутствовавшим на заседании с просьбой подключаться к этой работе и вносить свои предложения.

Активное обсуждение вызвал вопрос о перспективах столичной розницы. Генеральный директор ИД «Женское здоровье» И.И. Мосин предложил: «При создании розничной сети по торговле прессой следует исходить из европейских стандартов – 1 киоск на 1 тыс. человек и в соответствии с этим установить в Москве как минимум 12 тыс. новых киосков. Свободные места для установки новых объектов надо выставлять на тендер и в дальнейшем следить за выполнением правил по торговле прессой владельцами торговых сетей. В случае несоблюдения этих правил киоски должны вновь выставляться на тендер». А.В. Оськин подчеркнул, что при решении этого вопроса следует учитывать не только количество торговых объектов, но и качество их работы, а рынок в целом должен быть свободным. Главным определяющим фактором должны быть экономические интересы его участников. Генеральный директор «АРП Тверская, 13» А.Н. Костюченко высказал иную точку зрения. «Я принимаю участие в работе некоммерческого партнерства «Издательские инициативы», членов которого интересует не создание собственных распространительских сетей, а качественная работа системы распространения, но без усилий сформированного издательского сообщества решить этот вопрос невозможно. А такого сообщества на данный момент не существует», - сказал А.Н. Костюченко.

Заместитель генерального директора Агентства «Книга-Сервис» А.Н. Вялков отметил: «Стоимость установки одного киоска составляет около $ 15 тыс., соответственно, для значительного расширения розничной сети потребуются очень значительные средства, и я не уверен, что такие средства есть сейчас на рынке».

Далее был обсужден вопрос о нецивилизованных формах конкурентной борьбы между издателями. А.В. Оськин отметил, что имеющееся на сегодняшний момент перепроизводство печатной продукции порождает кризис на медиарынке и приводит к случаям нездоровой конкуренции. Он высказал мнение, что на законодательном уровне должен быть принят документ, запрещающий издателям быть владельцами распространительских сетей, поскольку это влечет за собой исключение изданий-конкурентов из перечня представляемой продукции. Также он отметил недопустимость демпинга и других форм нездоровой конкуренции на рынке прессы.

Был обсужден и вопрос налогообложения предприятий медиарынка. Отмечалось, что во многих странах существует система дифференцированного налогообложения изданий: различный НДС на газеты, журналы и книги. Клоков С.и. генеральный директор журнала «Креатив» в своем выступлении сказал: «Налогообложение чувствительно для всех участников рынка - и для издателей дорогих журналов, и для издателей газет. Но в итоге бремя налогов всегда ложится на плечи конечных потребителей. В любом случае НДС – это налог на потребителя».

Начальник отдела периодической печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Г.Н. Кудий отметил, что издание периодики и ее распространение является бизнесом, и задача правительственных структур – способствовать успешному развитию этого сегмента рынка. «Сегодня медиарынок оценивается в $ 3 млрд., при этом $ 1,8 млрд. приходится собственно на продажу изданий, а остальное – на рекламу. Кроме этого, около $ 1 млрд. составляет рынок корпоративных СМИ, так что в принципе в этой отрасли существуют достаточные средства для успешного ее развития. Сдерживающими элементами этого развития являются полиграфия и дистрибуция, поскольку не существует четко сформулированных правил работы и взаимодействия и не хватает торговых точек. Необходимо начать активно применять договора комиссии и решить вопрос о подписных и розничных ценах на издания, остальное является вопросом саморегулирования отрасли», - высказал свое мнение Кудий.

В рамках заседания круглого стола также были обсуждены вопросы сегментации рынка прессы, повышения рентабельности распространения прессы, внедрения договоров комиссии и другие проблемы медиаотрасли. Отвечая на вопросы собравшихся, А.В. Оськин рассказал о создании некоммерческого партнерства «Распространение прессы», в которое вошли «Роспечать», «АиФ», «ДМ-Пресс», ГК «Логос» и АРПП и о задачах этого объединения. // Пресс-служба АРПП

media-online.ru