05.04.2005

Казино тесно в интернете. Рост рынка интернет-казино через два года прекратится



ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА

Стремительный рост российского рынка интернет-казино - на 80% в год - обещает закончиться в течение ближайших двух лет. Новые онлайн-проекты появляются один за другим, и эксперты прогнозируют скорое насыщение виртуального игорного рынка.
На Западе оборот рынка виртуальных казино составляет около $17,6 млрд. Всего в мире действует примерно 150 тыс. онлайн-проектов, и, согласно оценкам компании Merrill Lynch, к концу 2005 года в них будут играть 500 млн человек.
В Рунете первое интернет-казино "Шанс.Ru" появилось в конце 1990-х. Сегодня число относительно крупных виртуальных казино превысило двадцать. Общее количество русскоязычных интернет-казино не поддается подсчету, так как помимо серьезных проектов существует огромное множество мелких сайтов "по выколачиванию денег из посетителей" - с простым интерфейсом и мизерными ставками. Объемы рынка и количество игроков выросли в десять раз: с $2-3 млн до $20-30 млн и с 3-5 тыс. человек до 50 тыс. соответственно.
Лидерами считаются четыре казино: "Шанс.Ru" (контролирует 25% рынка), "Голдфишка" (20%), "Ва-банк.com" (около 15-20%) и "Лото.ру" (10%). По оценке директора по маркетингу интернет-казино "Голдфишка" Джона Хьюза, рынок ежегодно растет на 80%.
"Высокая динамика данного рынка обусловлена распространением виртуальных денег и банковских карт, ростом количества интернет-пользователей, доступностью онлайн-игры, ее анонимностью и большим ассортиментом игр",- поясняет директор по маркетингу "Интернет Лото" (владеет порталом loto.ru) Алексей Макаров.
Джон Хьюз из "Голдфишки" добавляет еще одну причину: высокий процент отдачи в интернет-казино - соотношение выигравших и проигравших. В частности, у "Голдфишки" возврат составляет 98%. По данным Хьюза, из-за высоких накладных расходов (аренда помещения, обслуживающий персонал и т. п.) выплаты залов игровых автоматов не превышают 92%. "Любое интернет-казино заинтересовано в удержании игрока, а не в получении сиюминутной прибыли,- поясняет гендиректор "Ва-банк" Сергей Маревский.- Так, мы возвращаем большинству игроков часть проигрыша, и это понятно, ведь интернет-казино не может, скажем, предоставить бесплатный номер в гостинице или отвезти клиента домой на бесплатном такси".
Стремительный рост рынка привлекает все новых участников. Только в течение этого года планируют открыть новые виртуальные проекты компании "Интернет Лото", Globo (va-bank.com) и игорный дом "Шторм Интернешнл" (владеет оператором игровых автоматов SuperSlots, казино "Шангри Ла", "Ударник", "Нью-Йорк" и Jazz Town).
Правда, участники рынка утверждают, что сейчас выходить на рынок куда сложнее, чем несколько лет назад. По оценке гендиректора "Шанс.Ru" и президента Ассоциации игорного бизнеса Олега Журавского, в настоящее время перспективно выходить только в сектор игроков с доходами выше среднего - за их счет компания может претендовать на ежемесячный доход в $300-500 тыс. Но стоимость входного билета в этот сектор Джон Хьюз оценивает в $1,5 млн (создать казино, ориентированное на менее взыскательную публику, обойдется почти на порядок дешевле). "Правда, и принести такой проект может миллионы",- говорит он.
Эксперты прогнозируют консолидацию рынка. "В течение ближайших полутора лет рынок будет полностью сформирован, и начнется жесткая конкуренция",- говорит Олег Журавский. По его прогнозу, резкий рост рынка закончится через два года.
"Шансами стать лидером располагает лишь подразделение крупной международной игорной группы, способной профинансировать создание, раскрутку и поддержку качественного портала,- говорит Джон Хьюз.- Одиночным игорным домам с самодельным программным обеспечением работать сложнее в силу отсутствия средств. Развитие рынка в Рунете идет по схожему с западным рынком сценарию, небольшие компании постепенно исчезнут".

"Цена выхода на рынок - $150-200 тыс."

Интернет-казино "Ва-банк" контролирует около 20% рынка азартных игр в Рунете. О перспективах игорного бизнеса в Сети корреспонденту "Бизнеса" Екатерине Колесниковой рассказал генеральный директор "Ва-банка" Сергей Маревский.
- Насколько привлекателен этот сегмент рынка?
- По нашим данным, рынок интернет-казино в Рунете начиная с 2000 года растет на 60-70% в год. С появлением новых интернет-казино увеличивается суммарный объем инвестиций в рекламу, способствующий развитию отрасли в целом. Во-вторых, с общим развитием электронной коммерции (а интернет-казино - это электронная коммерция в чистом виде) растет количество пользователей интернета, лояльно относящихся к использованию различных сервисов для совершения покупок и развлечений в Сети, в частности, растет интерес к онлайн-играм.
- Сколько людей сейчас увлекаются азартными играми в Сети?
- По нашим данным, количество пользователей Рунета, так или иначе интересующихся игрой в интернет-казино, составляет порядка 600-800 тыс. человек. Безусловно, это число растет вместе с увеличением аудитории Рунета. На сегодняшний день число постоянных игроков составляет около 50 тыс. человек, тогда как в 2000 году этот показатель не превышал 3-5 тыс.
- Кто лидеры рынка?
- Те, кто вышел на рынок первым,- "Шанс", "Ва-банк" и "Лото.ру". Наиболее крупные игроки играют в "Ва-банке" и "Шансе". В "Лото.ру", по нашим данным, средний игрок совершает несколько менее значительные ставки.
- Какова стоимость выхода на рынок?
- Потратить можно сколько угодно, но в среднем цена выхода на рынок с учетом создания самого казино и первоначального бюджета на рекламу составляет примерно $150-200 тыс. Сюда входит само создание интернет-казино - это около $80-100 тыс., расходы на юридическое оформление, офис, необходимое оборудование и каналы связи - еще $10-15 тыс., зарплата персонала для уровня выхода на самоокупаемость - примерно $10-20 тыс. и стартовые расходы на рекламу - $40-60 тыс.
- Как регламентируется работа интернет-казино?
- Де-юре все интернет-казино в России работают легально. Наличие у некоторых интернет-казино лицензий - фактически процедура необязательная, так как законом пока не предусмотрено лицензирование интернет-казино, да и самого понятия интернет-казино в российском законодательстве пока нет.


Деловая газета "Бизнес"