05.04.2005

McDonald's горящих путевок. Крупнейшая сеть турагентств избавляется от 385 партнеров



АНДРЕЙ КУЗЬМИН

Горящие путёвки Cеть "Магазинов горящих путевок" приняла решение резко сократить количество своих партнеров-туроператоров: из действующих 400 с одним из крупнейших игроков розничного туристического рынка останутся лишь 15 партнеров. По мнению участников рынка, "чистка" пойдет на пользу сети, которая будет работать только с крупными, проверенными и высокодоходными партнерами.
Как уже писал "Бизнес", в марте контрольный пакет (62%) в "Магазине горящих путевок" (МГП) был продан компании TopUnion. Новый владелец МГП Андрей Шибаев уже тогда заявлял о планах по реорганизации сети. Цель этих планов - сделать МГП финансово прозрачной структурой с жестко унифицированным турпродуктом. "Я хочу сделать из МГП "туристический McDonald's": чтобы во всех агентствах сети клиенту предлагался определенный набор услуг",- ранее заявлял Шибаев. Именно поэтому руководством МГП было принято решение о столь резком сокращении партнеров: с небольшим количеством операторов унифицировать работу проще, нежели с несколькими сотнями.
В МГП подтвердили факт чистки рядов партнеров, но от дальнейших комментариев по этому вопросу отказались, заметив лишь, что "решение далось с трудом". Один из совладельцев компании Андрей Озолинь в разговоре с "Бизнесом" заявил, что официальная позиция сети будет оглашена 7 апреля.
По мнению заместителя председателя совета директоров компании "Туральянс-Холдинг" (брэнд "Куда.Ru") Игоря Корепанова, список, который будет объявлен руководством МГП на этой неделе,- далеко не закрытый. "Ситуация должна выровняться - "отлученные" операторы примут условия МГП, и в конечном итоге "белый" список вырастет с 15 до примерно 100 партнеров",- считает Корепанов.
В агентствах, входящих в сеть "Магазин горящих путевок", согласны с позицией холдинга. По мнению директора одного из агентств Валентины Кайдаловой, это решение не должно отразиться на объемах продаж. "Все равно надежные партнеры останутся, а работа с ненадежными - и сложная, и не столь доходная",- считает Кайдалова.
Крупные туроператоры уверены, что чистка пойдет на пользу МГП. По мнению пресс-секретаря Teztour Софьи Соболевой, крупные сети, к которым относится МГП, живут за счет повышенной комиссии (до 14%), которая достигается за счет объемов. "Зачастую получается так: агентства заключают массу договоров, а потом не могут обеспечивать заявленное количество туристов. Операторы предъявляют претензии, снижают комиссию и портят отношения с агентствами,- говорит Соболева.- Поэтому в данной ситуации МГП просто трезво оценил рынок и решил работать с теми, кто дает реальную отдачу". Соболева удивлена тому факту, что чистка случилась только сейчас, а не раньше. По ее мнению, список операторов, с которыми останется МГП, должен быть обнародован до конца месяца, к началу высокого сезона.
Другого крупного оператора - "Мондо Турс" - такое положение удивляет, несмотря даже на то, что "Мондо Турс" наверняка попадет в "белый" список. "В 25 раз уменьшить количество своих партнеров - это пугает!" - восклицает генеральный директор компании Андрис Калниньш. По его мнению, даже если ограничиться двумя-тремя операторами на основных направлениях, должно остаться как минимум 30 партнеров. "Я понимаю: новая метла по-новому метет, надо повысить управляемость, но нельзя же действовать такими методами: своих пугать, чтобы чужие боялись",- считает Калниньш. По его мнению, агентства МГП - это самостоятельные юридические лица, которые работают на условиях франчайзинга, и поэтому они вправе сами решать, с кем из операторов им работать.
Конкуренты МГП считают, что упорядочение отношений с партнерами, вылившееся в масштабную чистку,- хоть и резкий, но логичный шаг со стороны сети. "Как бизнесмен, я одобряю этот серьезный поступок",- говорит Игорь Корепанов. По его мнению, при таком раскладе МГП будет иметь дело только с сильными компаниями, с которыми удобнее и выгоднее работать. Кроме того, руководству МГП будет проще контролировать сбор роялти от агентств, работающих на условиях франшизы.


Деловая газета "Бизнес"