05.04.2005

Куда расти рекламе. Компания Jupiter Research выпустила прогноз развития интернет-рекламы на ближайшие пять лет



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

Прогноз, в принципе, касается всего интернета, хотя в первую очередь относится к США и странам EC и основывается на анализе развития рекламы в этих регионах. Российскую интернет-рекламу он тоже затрагивает - с оговорками.
По мнению аналитиков Jupiter Research, наиболее активно в ближайшие годы будет развиваться автомобильный сектор (предполагаемый ежегодный рост бюджета - 33,8%). Вслед за ним большие темпы роста бюджетов должны показать компании, работающие на рынках здравоохранения, туризма и товаров для дома. Наиболее прибыльные уже сейчас секторы медиа, развлечений и финансовых услуг останутся на высоте и через пять лет.
Интересно, что в исследовании нет даже упоминания об ИТ-компаниях, которые раньше всех начали размещать рекламу в интернете: когда в онлайне были преимущественно "компьютерные маньяки", то рекламировали там именно компьютеры. По мере распространения интернета аудитория становилась все более разношерстной, и рекламироваться стали самые разные товары и услуги, хотя компьютерщики не сдавали позиций до последнего времени. Теперь же, судя по всему, они уступили место в иерархии бюджетов другим рекламодателям.
Второй занятный момент: сейчас бал правят компании, продающие услуги, а не товары, которые можно пощупать руками. В интернете почти нет рекламы шоколадных батончиков, стиральных порошков и прокладок, которые заполонили телевидение. Наиболее крупные рекламодатели в Рунете - это банки, сотовые операторы и производители/продавцы автомобилей. В последнее время, конечно, оживились пивные компании, но главным образом из-за вступления в силу новых ограничений на рекламу своих продуктов. Поэтому рекламная активность производителей пива в интернете сосредоточена не на разовых кампаниях: желаемого охвата аудитории интернет в России до сих пор не может предоставить. Акцент делается на создании программ лояльности, построении долговременной коммуникации с потребителями. "Сан Интербрю" вложилась, например, в создание комьюнити-проекта "Тусовка.ру" для брэнда "Клинское", а Miller при помощи интернета пытается объединять клубную молодежь на сайте.
Для чистоты совести надо, конечно, сказать, что и простая баннерная реклама потребительских товаров, которую мы привыкли видеть по телевизору, иногда встречается в интернете. К примеру, в ICQ не так давно прошло размещение баннеров шоколадок Twix. Рекламная общественность порадовалась, однако, похоже, это был разовый случай.
Но здесь вопрос даже не в объеме аудитории. В США, где проникновение интернета в несколько раз больше, чем в России, надеются привлечь бюджеты стиральных порошков и прочих "подгузников" не ковровыми баннерными бомбардировками, а более "умными" рекламными кампаниями, по полной программе реализующими интерактивные возможности интернета, которых нет у ТВ. Подобные кампании по плечу только крупным рекламодателям, для всех остальных существует контекстная реклама, популярность которой будет расти по всем фронтам. Причем, скорее всего, в число активных пользователей контекста войдут не только средние и малые компании, но и крупные рекламодатели. По крайней мере, этого очень хочется агентствам, работающим на ниве контекстной рекламы.

Деловая газета "Бизнес"