06.04.2005

Longines вместо Lamborghini.Росту продаж элитных товаров мешает отсутствие инфраструктуры



ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА

Российский рынок предметов роскоши растет на гигантские 10% в год. Своему стремительному развитию он почти полностью обязан росту продаж ювелирной продукции, часов и одежды. По мнению участников рынка, развитию других сегментов мешает отсутствие хороших дорог и частных аэродромов.
Российский рынок luxury появился 10 лет назад. Его основная особенность - отсутствие производителей и развитая сеть дистрибуторов. Первым оператором стала сеть магазинов "Джамиль Ко" (продает одежду и аксессуары).
Рынок славится закрытостью, обусловленной попытками дистрибуторов снизить таможенную стоимость товаров, чтобы уменьшить пошлины. Тем не менее существуют достаточно внятные оценки его объемов. По данным исследовательского агентства Magram Market Research, сегодня объем рынка luxury составляет около $1,7-2 млрд. Таможенники оценивают рынок в $10-11 млрд. Лидеры - сети Mercury, Bosco di Ciliegi, "Джамиль Ко".
Наиболее развитыми сегментами считаются ювелирные украшения, часы и одежда. По мнению гендиректора Magram Market Research Марины Малыхиной, у людей появилось больше свободных средств, которые они с удовольствием тратят на предметы роскоши. "А покупка драгоценностей считается выгодным вложением капитала, так как драгметаллы и камни постоянно дорожают",- добавляет Малыхина. По данным исследовательской компании "Комкон", за последние три года траты на ювелирные изделия выросли на 5%.
Спрос на одежду растет из-за активной маркетинговой стратегии бутиков. По данным участников рынка, за последние несколько лет сегмент одежды класса deluxe вырос на 7%, этот сегмент сейчас занимает около 10% рынка одежды. По мнению топ-менеджера крупной дистрибуторской компании, попросившего об анонимности, это в первую очередь связано с распродажами. "Еще два года назад распродажи были фиктивными, сегодня каждый бутик сотрудничает со стоковыми магазинами или владеет собственной стоковой сетью, предлагающей костюмы от известных модельеров не за $3 тыс., а за $1-1,5 тыс. Это привлекает новую аудиторию - верхнюю часть среднего класса".
В итоге рынок luxury ежегодно растет минимум на 10%. Гендиректор выставки Millionaire Fair (товары и услуги luxury) Беттина фон Шлиппе связывает этот факт со стагнацией европейского и азиатского рынков: "На Западе потребление элитных товаров снижается, на этом фоне российский рынок luxury развивается колоссальными темпами". Фон Шлиппе полагает, что в ближайшее время на российский рынок будет выходить все больше новых компаний из стран ЕС, специализирующихся на продаже автомобилей, украшений и часов.
Однако новых игроков интересуют преимущественно сегменты украшений и одежды. Президент компании Gals (продажа вертолетов) Евгений Ермаков связывает это с отсутствием условий для эксплуатации другого крупного сегмента luxury - дорогих средств передвижения - яхт, автомобилей и самолетов. "Эксклюзивные модели машин не могут ездить по нашим дорогам, а, например, частным самолетам не хватает мелких аэродромов",- считает Ермаков.


Деловая газета "Бизнес"