06.04.2005

Игнатьева понесло. Председатель Центробанка выдал неприличный прогноз по инфляции



Вчера председатель Центрального банка РФ (ЦБ) Сергей Игнатьев сообщил, что инфляция в первом квартале текущего года составила 5,3%. Однако, несмотря на это, глава ЦБ заявил, что не отказывается от заявленного в кредитно-денежной политике показателя годовой инфляции в размере 8,5%. Большинство неправительственных экспертов и статистика предыдущих лет говорят о нереалистичности подобных прогнозов, поэтому, с чем связан оптимизма Игнатьева, совершенно непонятно. Складывается ощущение, что главный банкир страны или сознательно вводит в заблуждение общественность, или настолько привык выдавать желаемое за действительное, что уже сам верит в эти цифры. Однако хуже всего то, что, борясь с инфляцией, денежные власти страны ставят под удар всю экономику и попытки подстегнуть темпы роста.

По словам Сергея Игнатьева, текущая курсовая политика Банка России подчинена целям снижения инфляции. Результатом этого стало то, что за первый квартал 2005-го укрепление реального эффективного курса рубля составило 6,2%, в то время как целевой показатель в расчете на весь год составляет 8%. Укрепление же рубля ведет к дополнительным издержкам отечественной экономики и снижению конкурентоспособности российских товаров по сравнению с импортом. Это является одним из факторов замедления темпов роста ВВП, которые пока составляют около 5%. Фактически ЦБ и Минфин, борясь с инфляцией методами курсовой политики, занимаются вредительством.

Это тем более очевидно, если учесть, что инфляция, по признанию чиновников, носит не денежный характер. Сергей Игнатьев отметил, что основной вклад в инфляцию внесли увеличение тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства (на 26,5%), а также рост цен на мясо и сезонный рост цен на плодоовощную продукцию. Валютного курса здесь нет и в помине. Кроме того, Игнатьев сообщил, что половину всей эмиссии ЦБ, которая идет на покупку валюты, стерилизует Стабилизационный фонд, то есть вклад монетарных факторов в повышение темпов роста инфляции невелик.

Что касается заявлений об «удержании», то они выглядят, мягко говоря, сомнительно. По оценкам аналитиков, для того чтобы инфляция не вышла за запланированные рамки (8,5–10%), в оставшееся время она должна быть меньше, чем полпроцента в месяц. Между тем, как показывает статистика, за последние пять лет среднемесячный уровень роста цен составлял 2,13%. По итогам всего 9 месяцев из 60, инфляция была ниже 0,5%. В прошлом году всего два месяца – август и сентябрь – инфляция составляла 0,42 и 0,43%. При этом, правда, была однажды зафиксирована дефляция – в августе 2003 года цены снизились на 0,41%, но по итогам года они все равно выросли на 12%.

Даже если тарифы на услуги ЖКХ и естественных монополий не будут больше расти, то остаются еще нефтепродукты, которые непременно будут дорожать из-за роста цен на мировых рынках. Кроме того, надо учитывать инфляционные ожидания, которые сильно возросли в связи с социальной реформой. И все это немонетарные факторы, которые курсовой политикой не победишь. Тем не менее Сергей Игнатьев настроен, судя по всему, укреплять рубль и дальше. Что ж, если по итогам года темпы роста окажутся ниже запланированных, то правительство знает, кому сказать за это «спасибо».

Таблица. Инфляция в 2000–2004 гг., %(Открывается в новом окне)

 



Независимая газета