07.04.2005

$10 млн за компьютерные игры. На российском рынке софта совершена крупнейшая сделка



Люди Вчера на российском рынке компьютерных игр произошла первая в его истории крупная сделка – американский холдинг Ener1 Group за $10 млн полностью выкупил софтверную компанию Nival у ее основателя Сергея Орловского. Сделок такого масштаба на российском рынке программного обеспечения еще не было. Участники рынка считают, что интерес западных инвесторов к российскому рынку компьютерных игр вполне обоснован: за последние годы создание электронных игрушек в России превратилось в отдельную индустрию, обороты которой достигают $200 млн в год.

Компания Nival Interactive занимается разработкой компьютерных игр с 1996 года. По оценкам представителей Nival, компания производит около 30% компьютерных игр в России. Разработкой игр в Nival занимаются 140 специалистов. По оценкам участников рынка, годовой оборот компании доходит до $10 млн. Среди наиболее известных разработок Nival – "Демиурги" (Etherlords), "Блицкриг" (Blitzkrieg) и Silent Storm. Также Nival в этом году объявила о заключении контракта на создание пятой "серии" одной из старейших в мире компьютерных игр "Герои меча и магии" (Heroes of Might and Magic) c американским издателем игр Ubisoft.

Холдинг Ener1 Group, базирующийся в американском штате Флорида, объединяет девять компаний, занимающихся разработкой компьютерных программ и аппаратного обеспечения. Предприятия холдинга действуют в США и Японии. Оборот холдинга не разглашается, однако осведомленные российские источники говорят, что он составляет десятки миллионов долларов в год. Ранее Ener1 не участвовал в разработке компьютерных игр, и Nival – первый его актив подобного профиля.

Вчера Ener1 официально объявил, что приобрел Nival у ее основателя и руководителя Сергея Орловского. Сумма и формат сделки не разглашаются, однако, по сведениям близких к ней источников, Ener1 заплатил за Nival около $10 млн. Представители Ener1 сразу же поделились планами в отношении Nival. По словам главы Ener1 Майка Зои, бизнес компании будет диверсифицирован, теперь она будет разрабатывать не только компьютерные игры, но и игры для приставок Microsoft X-Box и Sony Playstation 3, выпуск которой намечен на этот год (у Nival и Ener1 есть предварительные договоренности насчет этого с разработчиками приставок).

Эксперты рынка программного обеспечения подчеркивают, что продажа Nival – вообще первый случай, когда российский учредитель продает свой бизнес по производству игрового софта за границу. При этом специалисты говорят, что американский холдинг своевременно купил "игровой" бизнес в России. Рост числа компьютеров в России, а также сжатие пиратского рынка российского софта привели к тому, что делать и продавать игры в России стало выгодно. Разработка игрушек из побочного бизнеса IT-компаний и проектов, основанных на энтузиазме участников, за последние годы превратилась в отдельную динамичную отрасль. По оценкам компании "Бука", занимающейся производством игр, в 2000 году российские производители игр заработали в сумме не больше $10-15 млн. А в 2004 году их доходы составили уже $120 млн, по самым оптимистическим оценкам – $200 млн. При этом темпы роста объемов создания компьютерных игр в России составляет 50-70% в год.

"Инвесторы осознали, что по объемам и темпам роста российский рынок стремительно приближается к общемировым стандартам. Сделка по Nival – первая в серии аналогичных приобретений, которые могут произойти в этом году",– заявил вчера Ъ генеральный директор компании "Бука" Александр Михайлов.

По мнению участников рынка, интерес к российской игровой индустрии будет расти и в дальнейшем. Это объясняется как наличием квалифицированных кадров, так и появлением собственных оригинальных разработок российских компаний. Если в конце 1990-х многие из них просто перекладывали свою графику игры на импортный программный каркас, то теперь большинство разработчиков делают абсолютно оригинальные игры, что импонирует как геймерам, так и инвесторам. "Относительно невысокие затраты на зарплату сотрудников – не единственный критерий, привлекающий западных инвесторов на российский рынок компьютерных игр и медиаконтента,– отмечает глава компании Sibius Руслан Хромов.– Покупатели компаний такого плана платят, как правило, не только за рабочие руки, но и за решения и ноу-хау. В последние годы в России накоплен достаточный багаж подобных разработок, что, безусловно, повышает инвестиционную привлекательность их обладателей".

ВАЛЕРИЙ Ъ-КОДАЧИГОВ

Российские бестселлеры

Как ни удивительно, российские программисты одними из первых заявили о себе на мировом рынке компьютерных игр. В 1985 году сотрудник Вычислительного центра Академии наук СССР Алексей Пажитнов решил перевести в цифровую форму свою любимую головоломку Pentomino Puzzle. В игре нужно складывать в определенном порядке фигуры, состоящие из пяти квадратных элементов. 20 лет назад эта задача была по силам не всем компьютерам, поэтому Алексей Пажитнов упростил ее, оставив лишь четыре элемента, и создал компьютерную игру "Тетрис" ("tetra" по-гречески – "четыре"). Известно больше тысячи модификаций "Тетриса". Эту игру можно запустить и на электронных часах, и на суперкомпьютерах. "Тетрис" – одна из самых популярных компьютерных игр в мире, однако авторских прав на свою разработку господин Пажитнов так и не получил, как не получил и отчислений за распространение более миллиарда копий своего творения на компьютерных платформах по всему миру – правда, компания Microsoft, в 1999 году издавшая "Тетрис" в составе своей серии головоломок Pandora`s Box ("Ящик Пандоры"), особо отметила, что во главе этого проекта стоял "прославленный разработчик 'Тетриса' Алексей Пажитнов".

Спустя почти 15 лет мировую известность получила игра "Дальнобойщики", созданная новосибирской компанией SoftLab-NSK. На рынках Западной Европы и США эта игра начала продаваться 6 июля 1999 года под названием Hard Truck. Особой популярностью "Дальнобойщики" пользовались в США, обеспечивших больше половины мировых продаж игры, которые превысили 1,2 млн копий. А в 2001 году российские разработчики компьютерных игр заявили о себе двумя продуктами мирового уровня. Компания GSC Game World создала стратегическую игру "Казаки" (Cossacks), а подразделение компании 1С под игру под названием Maddox Games – игру-симулятор боевого самолета "Ил-2. Штурмовик" (Il-2. Sturmovik). В Европе и США было продано больше 1 млн копий каждой игры. В 2003 году в число лидеров продаж на мировом рынке вошла и разработка компании Nival Interactive. Это был "Блицкриг" (Blitzkrieg) – стратегическая игра по мотивам второй мировой войны. В мире было продано больше 1,5 млн копий "Блицкрига".

ДМИТРИЙ Ъ-ЗАХАРОВ

КоммерсантЪ